В России стать шпионом станет проще Эксперты: Власть восстанавливает «железный занавес»
Госдума абсолютным большинством голосов в минувшую пятницу одобрила в первом чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, расширив понятия госизмены и шпионажа. В случае принятия законопроекта, в чем сомневаться не приходится, преступлением будет считаться помощь не только иностранным, но и международным организациям, а под понятие «госизмена» попадет помимо передачи гостайны оказание «консультационной» помощи зарубежным структурам. Согласно поправкам, граждане, которые оказали финансовую, материально-техническую и консультативную помощь иностранным либо международным организациям, могут получить от 12 до 20 лет тюрьмы.
Законопроект, внесенный в парламент еще правительством Владимира Путина, лежал под сукном четыре года по распоряжения Дмитрия Медведева, но был реанимирован после возвращения Путина в президентское кресло, отмечает газета «Коммерсантъ». В 2008 году, когда документ был внесен в нижнюю палату, разразился скандал, и инициатива была заморожена лично экс-президентом Медведевым. Законопроект предполагалось отправить на доработку, но спустя четыре года он был принят в первоначальном виде, отмечают эксперты.
Поправки в УК предполагают изменение ст. 275 УК («Государственная измена»), которая применяется к гражданам РФ, и ст. 276 УК («Шпионаж»), которая касается иностранцев или лиц без гражданства.
Сейчас госизменой считается «выдача гостайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ».
Нынешняя редакция статьи делает госизмену «крайне сложной для доказывания», отмечается в пояснительной записке к законопроекту, а шпионаж и выдача гостайны стали рассматриваться «не как формы государственной измены, а как разновидности оказания помощи иностранному адресату». Поэтому власти и решили уточнить формулировки. Теперь в понятие госизмены будет включено оказание помощи, в том числе «консультационной», иностранным или международным структурам «в деятельности (уже не обязательно враждебной – прим. «Ъ»), направленной против безопасности РФ, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной или государственной целостности».
А в связи с тем, что иностранные спецслужбы при работе в ущерб РФ активно используют «возможности международных как правительственных, так и неправительственных организаций», в число запрещенных «адресатов» помощи включены «международные организации».
Кроме того, в Уголовном кодексе появится новая статья – 283.1 («Незаконное получение сведений, составляющих гостайну»), по которой предлагается наказывать за получение гостайны «путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы насилия». Необходимость статьи объясняется тем, что ФСБ пришлось столкнуться с «распространением государственной тайны по так называемой цепочке». Теперь, чтобы защитить тайну «от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями», предложено и наказание вплоть до восьми лет лишения свободы.
Примечательно, что инициатива появилась в обстановке, когда в России запретили деятельность американское агентство USAID, а в ноябре вступит в силу закон об НКО как иностранных агентах.
Если закон будет принят, то возбудить уголовное дело можно будет в отношении любого гражданина РФ или иностранца, в отличие от действующих законодательных норм, где четко прописан субъект преступления, отмечают «Новые Известия».
Эксперты сочли поправки в УК очередной ловушкой для гражданских активистов, оппозиционеров и неправительственных организаций и считают инициативу еще одним шагом по восстановлению железного занавеса.
Исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев полагает, что санкции, предусмотренные поправками к УК, могут быть применены к любой общественной организации. «Многие общественные организации подают какие-либо сведения в международные и иностранные организации, что по законопроекту уже является нарушением закона. Например, если какие-то организации захотят дополнить «список Магнитского» лицами, причастными к его пыткам, то они тут же будут наказаны», – сказал правозащитник, чье мнение приводят «Новые Известия». Также, по словам Пономарева, «власть шатается» и стоит ожидать «точечных ударов» со стороны ФСБ. «Я уверен, что закон пройдет все чтения и вступит в силу. Он явно направлен против гражданских активистов, оппозиции, журналистов, НКО и Интернета», – резюмировал правозащитник.
Глава ассоциации «Агора» Павел Чиков заявил, что принятие закона упростит задачу ФСБ, «существенно расширит применение статьи о госизмене» и станет еще одним шагом по «восстановлению железного занавеса».
«Даже передача данных о нарушениях на выборах в России может квалифицироваться как государственная измена»,– отметил правозащитник, чье мнение приводит газета «Ъ».
Глава ассоциации по защите прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц отмечает, что его организация готовит как финансовые, так и «содержательные» отчеты для грантодателей, чтобы подтвердить целевое расходование средств: «По сути, любая публикация в интернете с критикой происходящего и есть шпионаж по их определению, так как автоматически предоставляет информацию «врагу». «Защита так называемых государственных интересов», и в том числе новая статья 283.1, может быть использована и против журналистов, отмечает Чиков, если речь идет о расследовании ЧП на крупных охраняемых предприятиях.
По мнению главы фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, со сменой президента «сменился климат», и теперь «под поиск врагов спецслужбы выбивают себе новые полномочия». А оппозиционные партии в этой ситуации предпочли «не ссориться со спецслужбами», тем более что от их голосов ничего не зависит, отметил эксперт.
Москва, Светлана Петрова
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».