AMP18+

Политика

/

«Чугуниевый богатырь прогнал Серого волка из Минобороны» (ВИДЕО) Новый тувинский эпос о «богатыре Шойгу», святой лопате и мече из небесного камня

Тувинский аспирант-культуролог Айбек Соскал выпустил вторую часть «О Буга тур Шойгу», «эпоса» о «богатыре Шойгу» в «доспехах чугунных, врожденных». Продолжение посвящено карьерным успехам «богатыря» в Москве и под Москвой, как у «Буга тура» отняли «лопату трудовую всю в царапинах, погнутую за долгую службу на посту» и отправили «работать дворником под Москвой» – на пост губернатора Мособласти. А «Пут дазылдых могэ, владеющий миром», увидел, что «служивый, который был для него опорой, надеждой и покой хранил в кремле, серым волком оказался – тюков таскателем», и назначил «дворника Буга тура» «принять щит страны и меч, карающий врагов (Камгалакчы бол)».

Автор эпоса о «богатыре Шойгу», сотрудник Тувинского госуниверситета Айбек Соскал первую часть труда опубликовал в сентябре этого года. По его словам, к созданию эпоса о Шойгу, в котором также упоминаются руководители страны Владимир Путин и Дмитрий Медведев, его подтолкнуло желание жителей Чукотки написать эпос об их экс-губернаторе Романе Абрамовиче: «У нас в Туве, у малочисленного народа тувинцев и тоджинцев тоже есть герой. Идея эта родилась в кругу друзей в ТувГУ – идея написания богатырского эпоса «О Сергее Кужугетовиче Шойгу, спасателе Кам-кижи».

«Богатырский эпос «О Буга тур Шойгу» – это моя лабораторная работа по реконструкцию всего того, что я сам смог понять и уяснить для себя. Для меня важно было сохранить эпические традиции преемственности, правдивости и историчности», – пояснял Соскал.

Вторая часть стилизации посвящена карьерным успехам Шойгу – губернатора Мособласти и его назначению на пост министра обороны РФ. Особая часть сиквела посвящена экс-министру обороны Анатолию Сердюкову: «Воеводы, ратники забыты, Серый тюков таскатель остатки им свои давал, сократив, убрав, забрав народное добро. Защитники отечества сыты макаронами до тошноты, а что толку от них – воевод и ратников без настоящего вожака-богатыря. У того запахом самки сладостно нос забит, поднять мечи, одеть доспехи силы есть, а духа нет. Втихаря воевода макаронник получил звезду с небес, упавшую в сортир, по секрету тайно от ратников он обмыл ее».

«Рассердился наш борец Пут дазылдыг могэ... Принял решение быстро, опасно стало в тайге, в поле и в лесу. Убрал, прогнал Серого волка – макаронов и звезды вонючей любителя, серозные тюки от таскателя налево... как владеть миром на земле без щита и меча, кто поднимет щит, поднимет острый меч и покажет врагам вокруг».

«Досталось» от автора эпоса «Чайке белой» и «Бастыр акыю», которых «Пут дазылдыг могэ» рассмотрел и признал «трусами»: «Сесть на озеро и море, боишься простудить добро, не можешь рыбок наловить».

«Тогда, по совету Дидим анаа тол, адыг оглу, Пут дазылдыг могэ «вручил щит и меч» Шоугй буга туру: «В правой руке Шойгу буга тур лопату крепко держит в руке, в левой меч святой, выкованный из небесного камня создателя – Тенгри».

Новый Регион приводит текст второй части эпоса целиком:

Ветер пронесся по тайге – осень наступила, там высоко в горах кедрачи волной качаясь, сбросили семена, покрытые богатырскими доспехами. Подберут весной шишки собиратели вшей драконов, закопают их в землю, тайну бытия, зарождения жизни расскажут не спеша.

От бурого медведя у речки Туран до реки Пий-Хем хозяин благородных оленей, шелуша доспехи шишек кедрача, набираюсь я ума. Доспехи с шишек снять не проблема, а зернышко то одно, оно все равно упадет с лап-когтей и, пустив корни не спеша, превратится в могучий ствол кедрача. Так шишки, становясь богатырями, много лет будут жить, радуя зверей и птиц в долгие года.

Слушайте дальше бурого медведя – время бежит, человек творит дела, солнце сменяет луна, реки чистые текут с гор в долину. Облака плывут туда-сюда, то белые, то черные вести с утра неся – слухи, сплетни, зависти и радости земных людей, не спеша. Услышали иль увидели, одели в доспехи богатыря. Начали писать, сплетни распускать, он такой и не такой, плохой и хороший, но все равно народный герой и богатырь. Когда идет богатырь в чугунных доспехах, его плечи как у быка, те кто рядом, не замечают тяжестей чугуна, натирают ему бока. Звери, птицы лесов, полей, тайги завидуют, не ведая о сокрытой силе в теле мужика, героя и богатыря.

С нашего Буга тура, по просьбе богатырей в кремле «ты устал отдохни, без тебя тут есть богатыри», сняли с плеч звезды яркие даже днем, и лопату трудовую всю в царапинах, погнутую за долгую службу на посту, в амбар закинули – старье.

Но доспехи чугунные на Шойгу врожденные, Небо дало ему знак, потому судьба и без лопаты обойдется, ведь лапы как у медведя, не беда. Отправили мужика недалеко работать дворником под Москвой. Чтобы не натворить нечаянно бед своей неведомой силой и волшебством спасателя, не баловать народ потехи ради, сделал себе веник из кустов, деревьев, обвязав его волшебным узлом. Начал наводить метлой порядок на дому и во дворе – в области, доверенной ему.

– Бугатур орлиным взглядом ловил мышей, сусликов и хомяков, сметал веником с улиц и дворов барсуков.

– Бугатурскими плечами, одев хомут на шею, тянул телеги служивых и придворных, в душе полные раздора, зависти и грязи.

– Бугатурскими делами, лапами как у медведя для проезда железных кобыл и жеребят дороги копал, лес валил, порядок наводил.

Народ, увидев работу богатыря, надежду возложил о честной жизни среди полей и лесов. Тропинки стали безопасней от опасных клыков, все в поле и в лесу получили равный доступ к дороге на водопой.

В это время, Пут дазылдых могэ, владеющий миром, открыв ворота забора (херим), оседлав коня, промчался под Москвой, посмотреть на героя без доспехов, дворником ставшего по воле небес. Не слезая с коня, он промчался мимо здоровенного мужика с веником в руках, не узнав в нем героя богатыря. Все везде было чисто, тропинки без клыков шакалов опасных и следов когтей глубоких на земле. К водопою мирно направлялось, напивалось разное зверье – маленькое и большое, сильное и слабое.

Ему стало хорошо, что все в порядке в ближайшем зверином мире, спать спокойно можно и сны теперь добры, приятны, веселы.

О кормушке, ловушке для мышей и крыс в амбаре среди самок молодых

Прошло ни мало и ни много. Тот служивый, который был для него опорой, надеждой и покой хранил в кремле, серым волком оказался – тюков таскателем.

А история такова. Остановил он вожака сборщиков дани, здоровый, сильный молодой приглянулся добрый молодец богатырю, и возложил он на него хозяйство стеречь, родину и войско доверил. Мирские дела солдат – ратников, воевод едой, домами и службой у границ обеспечить. Железные птицы, черепахи и телеги ковать-латать, отчизну защищать.

Но серый волк все в лес смотрел, тюки втихаря стал таскать он в логово свое – шкуры соболей, да не простые, а из слез сирот, стариков-фронтовиков, живых свидетелей войны.

Мыши, суслики, хомячки, собаки не боятся чужака – заметил богатырь Пут дазылдых могэ, толстые стали, лоснятся жиром их меха. И собаки сторожевые не лают, не гавкают, от лени лижут между ног, чтоб мочой не пахнуть в конуре, сытной жизни миг удачи во сне и наяву ловя. Среди самцов больших и маленьких с клыками и зубами Самки бегают туда-сюда, легко давая нюхать под хвостом самцам и с ума их сводя. Благородные воеводы запахом одурманенные, с звездами на плечах, в клыках и когтях несли добычу, забыв отчизну, родину и ратные дела.

Воеводы, ратники забыты, Серый тюков таскатель остатки им свои давал, сократив, убрав, забрав народное добро. Защитники отечества сыты макаронами до тошноты, а что толку от них – воевод и ратников без настоящего вожака-богатыря. У того запахом самки сладостно нос забит, поднять мечи, одеть доспехи силы есть, а духа нет. Втихаря воевода макаронник получил звезду с небес, упавшую в сортир, по секрету тайно от ратников он обмыл ее. За то, что тюки серого волка геройски он таскал в лес-логово. В то время главный медведь когтями узаконил, нацарапал – он молодец, не видя, не слыша его ратные дела. Вот такие дела, наверху у нас творятся…. герои пахнут сортиром.

Гнев и ярость вожака, владеющего миром богатыря

Рассердился наш борец Пут дазылдыг могэ, что не дают сидеть в седле коня, на долгие времена подпитаться корням черной кровью из недр земли и драгоценными камнями исцелить хребет богатырский. Принял решение быстро, опасно стало в тайге, в поле и в лесу. Убрал, прогнал Серого волка – макаронов и звезды вонючей любителя, серозные тюки от таскателя налево.

Призадумался Пут дазылдых могэ, поборол я серого волка тюка таскателя, как владеть миром на земле без щита и меча, кто поднимет щит, поднимет острый меч и покажет врагам вокруг. За кем пойдут на подвиг ратники, воеводы, дух единый их нитью соединит. Позвал на совет другого богатыря (Дидим анаа тол, адыг оглу), храброго, простого происхождения из рода медведя, законника тайги. Их разговор в тайгу с запада на восток передал ветер северный.

Дидим анаа тол Адыг оглу – Могэ, владеющему миром: «У нас в лесу и в поле суслики и мыши, хомячки становятся все сытней и ленивей, не исполняют свой долг, а птицы, звери худеют, справедливости нет под Вечно Синим Небом. Вы сильный ловкий борец, могучей ногой подцепили на лопатки положили серого волка – тюков таскателя, будет вам зачитана победа – иппон. Кимоно чистое и белое после схватки у вас».

– А я один могучей своей лапой раздавлю, раскину, выйдя из тайги, наведу порядок в поле и в лесу, мышей и сусликов накажу. Позову служивых волков и борзых собак на государевой службе они у нас.

– Эй Бастыр акый, где твои клык и когти, лапы сильные? Не исполняешь свои дела. Хвост пушистый от безделья, нюх потерял следока. Трусом стал, очнись, управляй, наведи порядок в поле и в лесу, по следам иди, в амбарах поищи, норах покопайся, вытащи ворованное добро народное.

– Эй Чайка белая, прокурился, устал летать, старый стал, взлететь не можешь в синее небо, осмотреть земли от восхода да заката. Сесть на озеро и море, боишься простудить добро, не можешь рыбок наловить. Где белая правда на земле, не видишь, не слышишь как тайга шумит, как в поле и в лесу, мышки, суслики не бегают, наворовали и сытые в норах лежат и пукают наверх.

А что же делать, нет среди нас богатыря героя (маадыр), чтоб народ был за него стеной, а не соринкой в глазу, и дух поднять у стражников земли, чтоб не могли гавкать, каркать всякие враги.

– Пут дазылдыг моге говорит – Что-то спать и ходить в кремле опасно стало, а вдруг красная звезда с башни упадет, раздавит нас и разобьется. А осколки разные, веривших в звезду народов собрать я не смогу, постоянно сон мне снится, беспокоюсь я давно.

– Дидим анаа тол, адыг оглу богатырь – Мне бурый медведь родня, там вдали, в Центре Азии Адыг-тулуш благородных оленей хозяин от речки Туран до реки Пий-Хем у святых источников Аржаан напомнил о богатыре герое маадыре, родившемся между двумя драконами в долине реки Хемчик Чадаан. С орлиным взглядом он, плечи как у быка, руки как у медведя, лапы мощные, владеет неведомой силой.

Богатырь теперь занят мирскими делами, таскает телеги с барахлом, метлой очищает дворы и дороги, орлиным взглядом ловит мышей и сусликов, сорок белобок, наводя порядок в княжестве небольшом.

Пут дазылдых моге – Верно, вовремя напомнил о богатыре герое, не лежать ему на печи, не пахать ему на поле, не таскать ему в ведрах воду с пруда, не метлой махать -чистить дворы и дороги. Богатырь есть богатырь. Это не судьба его, зови героя богатыря.

И позвал он Буга тура в херим (кремль), на доспехи нацепил яркие звезды, падающие с небес, и сказал – настал твой час, судьба в тебе есть, демдек (знак) Вечного Синего Неба. Ты избран небом – Тенгри, владеешь неведомой силой и волшебством, прими щит страны и меч, карающий врагов (Камгалакчы бол).

В правой руке Шойгу буга тур лопату крепко держит в руке, в левой меч святой, выкованный из небесного камня создателя – Тенгри. На спине висит кольчуга, сплетенная народами земли российской. Воеводы и ратники присягу тебе дадут, сохрани страну от врагов, руби сорняки вокруг, пока я здесь сторожу логово старого вождя.

Я врос в седло, управлять привык с коня, с уздечкой и плетью не расстаюсь со дня правления моего. Если слезу я с коня, ноги врастут в землю глубоко, проблемы под землей в срединном мире задушат корни мои – жалобы, заявления зверей и птиц в тайге, насекомых в поле и в лесу. В левое ухо сплетни жужжат, а правое ухо карр.. карр… каркают мне. Гав, гав собаки лают мне, ку-ка-реку кричат везде, под ногами сорняки растут, не дают покоя, от постоянных предательств и оборотничества ставленников запутался – доверяя, не проверяя их.

За девять дней наш богатырь герой должен верных стражей воевод собрать, которых не купишь соболями и зелеными шкурками заморскими. Чужестранными конями, кораблями армию не создать, макаронами воеводам и ратникам не угодить.

Москва, новый Регион, Алексей Усов

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Сибирь, Центр России, Видеорепортаж, Культура, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,