Ставропольские и украинские националисты потребовали отделить Ставрополь от Кавказа Полиция задержала интернациональный «актив» (ВИДЕО)
Ставропольские активисты из числа националистов Оксана Вёльва и Павел Раста (партия «НС-Ставрополь») попытались в субботу провести митинг в Невинномысске под лозунгами отделения Ставропольского края от Северного Кавказа и введения в регионе особого миграционного режима – вплоть до закрытия границ края для мигрантов из соседних северо-кавказских республик. В город приехал «актив» из числа соратников Вёльвы и Расты из других городов края и несколько украинских националистов. Однако митинга не получилось – ни один из приезжих агитаторов не добрался до площади перед мэрией, полиция задержала 87 человек на улицах, в том числе иностранцев. Потенциальных местных участников отсекла организованная мэрией и МВД контрпропаганда в вузах и школах. Полицейские начальники организовали «гастрольные выступления» в институтах и ПТУ с лекциями, а части студентов выдавались предупреждения о возможных штрафах в 300 тысяч и отчислении. Местные жители, дважды в декабре принуждавшие местные власти к общению, не поддержали приезжих агитаторов.
Поводом для митинга в Невинномыске актив «НС-Ставрополь» выбрал недавнее убийство возле бара «Зодиак» жителя Кочубеевского района Николая Науменко. В ночь с 5 на 6 декабря 25-летний Науменко был в драке зарезан чеченцем Висханом Акаевым. В ходе расследования выяснилось, что погибший поссорился в клубе с девушкой, подруга которой вызвала по телефону своего знакомого Акаева. С самого начала следствие утверждало, что драка между Науменко и Акаевым носила бытовой характер и не имела подоплеки «межнациональной ненависти либо вражды». Подозреваемыми в убийстве являются чеченцы братья Магомед и Висхан Акаевы, они объявлены в розыск.
Инициаторы митинга рассчитывали на «эффект Манежки», на который местных жителей подтолкнут активисты, приехавшие в город из других районов Ставропольского края и даже из Украины (на митинг приехали несколько членов националистической организации «Соборная Украина»). Но поддержки среди населения Невинномысска внезапно не получили.
Городские власти не санкционировали митинг, сославшись на то, что у местного организатора акции, Ильи Карцева, имеется непогашенная судимость «за совершение преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Узнав о будущем митинге, городские власти провели настолько успешную превентивную кампанию, что митинга вообще не случилось. А организаторам в качестве информповода достался лишь задержанный студент-диабетик, которому стало плохо в отделении полиции.
По словам Оксаны Вёльвы, со-организатора «НС-Ставрополь», за неделю до начала митинга руководство городского управления МВД организовало «турне» по учебным заведениям, с лекциями для студентов и школьников об административной ответственности за участие в несанкционированных акциях. «Инструктировал» потенциальных митингующих лично начальник МВД Невинномысска подполковник Виктор Деменко.
Студенты, которые пытались спорить с полицейскими, были переписаны, и им вручили персональные «памятки» с цитатами из КоАП
«Была проведена беседа со студентами, об административной ответственности в случае посещения митинга и со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до исключения из колледжа...В ходе собрания, студентами был задан ряд вопросов, касающихся нарастающей, сложной, межнациональной обстановкой в городе. Студенты хотели знать причины, по которым данные митинги запрещают проводить» – пишет Вёльва. После «лекций» студенты, которые пытались спорить с полицейским, были переписаны, и им вручили персональные «памятки» с цитатами из КоАП и обещаниями отчисления.
Накануне митинга, в пятницу, 25 января, начались задержания местных активистов, причастных к организации схода. Полиция, включая патрульных ППС, получила ориентировки, как на местный «актив», так и на тех, кто собирался приехать на митинг из других городов. В день митинга задержания начались с утра. К назначенному «НС-Ставрополь» старту митинга в 14.00 ни один агитатор не смог дойти до площади перед мэрией.
Всего, по данным полиции, было задержано 87 человек. Организаторы акции заявляли о 100-130 задержанных. По данным организаторов несостоявшегося митинга, полицейские снимали все задержания на видео. Стоит отметить, что этим правоохранители не только фиксируют задерживаемых для дальнейшей «разработки», но и страхуются от возможных обвинений в «зверствах полиции».
Вот, что пишет об акции и задержаниях один из приезжих «активистов»: «Был 26 января в Невинномысске, шёл по улице Гагарина, где располагается мэрия. На площади перед мэрией стоит «Урал» ОМОНа с двумя видеокамерами кругового обзора, видел зам. мера, полковника – начальника городской полиции... много полиции в гражданском, ФСБ, ЦНЭ, несколько служебных видеокамер и фотоаппаратов снимающих всех. Подошли трое в гражданском, один показал удостоверение и настойчиво предложили проследовать в автобус... Никто с 14-00 не митингует забирают почти сразу, всем показывают свои документы, но т.к в гражданке устно не представляются им показывают свои документы, у многих забирают паспорта, но всё равно требуют проехать для выяснения личности, по приезду высаживают во дворе, вокруг здания, колючая проволока на воротах и заборе и ОМОН с помповиками, всех сортируют по городам. Экипажи высаживают и снова за новенькими, угомонились после 16-00. Были люди из Пятигорска, Ставрополя, Невиномысска и других городов и стран, продержали почти три часа на улице, при этом снимают всех на фото и видеокамеры...».
С задержаниями активистам «повезло». Один из доставленных в горотдел полиции оказался диабетиком и после задержания у него случился приступ. К сыну попытался прорваться отец. Пострадавшего медики «Скорой» увезли в больницу. Этот эпизод дал организаторам акции несколько видеороликов и возможность объявить о «расправе над русским народом».
«В невинномысском концлагере, в который сегодня превратилось ОВД города, парню лет 16-17 стало плохо. А к нему мать не пускали. В конце концов, сотрудник ОМОНа вынес его куда-то на руках, но что там с ним происходит дальше – непонятно. У него сахарный диабет и все это время сотрудники не приложили никаких усилий, чтоб помочь. Мальчик лежал на полу, и никто не подходил. В результате парень с девушкой взяли на руки и понесли, а потом только подошел омоновец. Отнесли его в направлении КПЗ. «Скорую» – сказали, что вызвали, но ее никто не видел. Задержанные, около 80 человек, все еще в участке» – написали «Штурмновости-ИНФО».
По официальной информации ГУ МВД по Ставропольскому краю, в общей сложности в городской отдел «с территории, прилегающей к месту проведения незаконного мероприятия» были доставлены 87 человек, из которых 47 – приезжие из других городов, а «8 доставленных лиц являются гражданами иностранных государств». В отношении задержанных были составлены административные материалы за нарушение миграционного законодательства, а также за мелкое хулиганство.
По данным газеты «Коммерсант», краевые чиновники посчитали популизмом акцию «НС-Ставрополь» и ее лозунги. «Предположим, Ставропольский край будет выведен из состава Северо-кавказского федерального округа и возвращен в состав Южного федерального округа. Что это изменит? По сути ничего. Административные границы останутся такими же»,– заявил заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Ушаков.
«Ставрополье – территория очень конфликтная, здесь любой локальный конфликт, в котором участвуют люди разных национальностей независимо от его подоплеки, приобретает характер межнационального, и события в Невинномысске это подтверждают» – констатировал директор Института социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН Владимир Авксентьев.
Отметим, что в декабре 2012 года, после убийства Николая Науменко чеченцем Акаевым, местные жители дважды собирались перед мэрией. Политических лозунгов не было, были лишь плакаты «хватит убивать русских».
Жители Невинномыска перекрывали дороги и добивались, чтобы к ним выходили с объяснениями мэр Невинномысска Сергей Батынюк и начальники местного управления МВД. После «сходов» 15 и 22 декабря начальник отдела по противодействию экстремизму прокуратуры края Вячеслав Гриненко объявил жителям Невинномысска, принудившим госслужащих к общению, что они являются «несистемной оппозицией…использующей акции в политических целях».
Впрочем, жителям Невинномысска удалось на декабрьских «сходах» добиться от региональных властей лишь подобия отчета о преследовании убийц Науменко. Начальник службы полиции ГУ МВД края Сергей Поминов заявил, что уже установлен человек, который на личном автомобиле вывез предполагаемых убийц за пределы Ставропольского края. Поминов сообщил, что ГУ МВД края уже установило контакты с подразделениями полиции во всех республиках Северного Кавказа, чтобы совместными усилиями установить место нахождения подозреваемых.
Прокурор Гриненко «успокоил» родных Науменко, объявив, что убийцы растворились в кавказском бандподполье: «Рано или поздно предстанут перед судом или будут ликвидированы «в лесах». А мэр Батынюк обвинил в безнаказанности убийц... друзей покойного за то, что те «испугались и сбежали, вызвав скорую помощь и полицию слишком поздно».
Ставрополь, Алексей Усов
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».