СМИ: Смерть Чавеса навредит России При новом лидере Венесуэла забудет про дружбу с Москвой и возьмет курс на США
Смерть президента Венесуэлы Уго Чавеса ставит под угрозу позиции Москвы в Латинской Америке, считает газета «Коммерсант». Через месяц в стране состоятся выборы нового лидера. «Но даже в случае победы преемника, вице-президента Николаса Мадуро, прежними не будут ни Венесуэла, ни позиции России в ней», – пишет издание, ссылаясь на экспертов. По оценкам наблюдателей, страна будет вынуждена начать сближение с США и отказаться от привилегированных отношений с Россией, которые во многом базировались на личных связях Уго Чавеса с российским руководством. Эксперты считают, что подобное развитие ситуации может поставить под удар грандиозные российские проекты в Венесуэле и миллиардные инвестиции.
Эксперты оценивают проекты, о которых Москва договорилась с Чавесом, не менее чем в 30 млрд. долларов. Россия рискует потерять позиции даже в случае победы преемника, поскольку в любом случае политический курс Венесуэлы подвергнется серьезным изменениям.
«Никакая новая власть не будет придерживаться того ярого антиамериканизма, которым руководствовался Чавес. В случае победы Мадуро отношения Каракаса с США начнут постепенно улучшаться. Если же к власти придет оппозиция – страна будет стремительно переориентироваться на США», – приводит издание мнение председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Федор Лукьянов.
В Кремле выразили надежду на то, что «позитивная и конструктивная повестка дня российско-венесуэльских отношений будет оставаться константой». Однако Лукьянов убежден: «Аномалия 2000-х годов, когда Венесуэла стала одним из главных мировых партнеров РФ, вряд ли переживет Чавеса, так как была связана лично с его фигурой, его специфическими политическими взглядами и амбициями». Эксперт полагает, что «многие соглашения между Москвой и Каракасом так и останутся на бумаге, другие будут пересмотрены».
Заместитель главы российско-венесуэльского делового совета Владимир Семаго высказал еще более категоричную позицию. «После ухода Чавеса весь камуфляж так называемой дружбы с Венесуэлой уйдет. Никакого реального сотрудничества у нас не было, а были лишь попытки убедить россиян в том, что Москва по-имперски входит в страны Латинской Америки, как в советское время входила в Африку», – считает эксперт.
По его словам, один из самых амбициозных проектов – создание российского Национального нефтяного консорциума для освоения пояса Ориноко вместе с венесуэльской PDVSA – это «большой миф». «Консорциум до сих пор ничего не производит и ничего не добывает», – отметил Семаго.
Газета РБК daily также пишет, что смерть Чавеса поставила под угрозу не только политическую стабильность Венесуэлы, но и многомиллиардные контракты, заключенные с Россией и Китаем. Основной сферой интересов России в Венесуэле остается ТЭК – в развитие местных проектов вложились «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Газпром нефть». В январе президент «Роснефти» Игорь Сечин объявил о том, что компания направит в действующие проекты в Венесуэле 10 млрд. долларов.
«Москва же отправила на похороны Чавеса главу «Роснефти» Игоря Сечина, который должен гарантировать России сохранение нефтяных проектов», – отмечает газета.
«Идеальным для Москвы остается избрание Мадуро, который пообещал сохранить курс Чавеса. Если к власти придет Каприлес, то программой минимум будет сохранение достигнутых договоренностей», – приводит газета мнение эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова. «В любом случае эти сделки будет не так просто отменить, так как они не только были подписаны Чавесом, но и одобрены парламентом, – подчеркнул он. – Кроме того, Каракас ждет в этом году дефицит бюджета, так что власти вряд ли решатся аннулировать прежние контракты и в срочном порядке искать по ним новых партнеров».
Еще больше вопросов вызывает будущее российско-венесуэльского сотрудничества в оборонной сфере – оно с самого начала было завязано лично на Чавеса, пишет «Ъ».
Напомним, что во время его визита в Москву в 2004 году были подписаны два первых крупных контракта – на поставку 40 боевых вертолетов Ми-35, их обслуживание и обучение персонала ($500 млн), а также на приобретение 100 тыс. автоматов АК-103 ($54 млн). А в 2011 году Уго Чавес сумел добиться подписания соглашения о выделении Россией кредита на $4 млрд для закупки Венесуэлой российских вооружений. «Несмотря на то что выделение этого кредита было почти самоубийством, мы на этот шаг все равно пошли: нам было важно сохранить дружеские отношения с Каракасом, – заявил изданию источник, близкий к Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству. – Но уже тогда было понятно, что вести диалог можно только с Чавесом, – остальные члены венесуэльской делегации на контакт практически не шли».
Газета «Ведомости» также прогнозирует, что сотрудничество с Венесуэлой будет совсем иным, чем при Чавесе. По версии издания, борьба на выборах за пост президента Венесуэлы развернется между официальным преемником, Мадуро, и оппозиционным губернатором штата Миранда Энрике Каприлесом.
Каприлес уже соперничал на выборах с Чавесом и обещал перемены во внешней политике. «Каприлес предупреждал, что с кубинским лидером Раулем Кастро необходимо обсудить вопрос пребывания 40 тысяч кубинских рабочих в Венесуэле. Тогда же Каприлес сообщил, что в беседе с российским послом предупредил его о возможном прекращении закупок оружия», – напоминает издание.
По мнению экспертов, Венесуэла в любом случае будет пытаться снизить накал противостояния с США, если победит правая оппозиция, этот процесс пойдет быстрее, если наследники Чавеса, – медленнее.
«Чавизм просуществует годы, но политика его носителей может измениться, некоторые постараются быть более прагматичными», – отметил Альберто Рамос, старший экономист Goldman Sachs по Латинской Америке.
Москва, Ольга Панфилова
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».