Власти Турции нашли способ борьбы с протестующими: объявили их маргиналами За что на самом деле борются участники турецких уличных акций (ИНФОГРАФИКА, ФОТО)
Турецкие власти оказались не в силах за неделю усмирить протестующих в мегаполисах и взяли курс на дискредитацию антиисламского движения. Номинальный глава государства президент Абдуллах Гул (Турция – парламентская республика) объявил, что нынешние протесты сродни американскому маргинальному движению «Оккупай», и не имеют ничего общего с ближневосточными революциями последних лет. Премьер Эрдоган в публичных выступлениях игнорирует антиисламскую направленность протестов и все политические лозунги. «Эрдоган говорит только о деревьях», жалуются участники уличных столкновений с полицией. Позицию официальной Анкары радостно приняли западные СМИ, поскольку она полностью соответствует либеральному шаблону о «настоящих протестах». В результате турецкие СМИ объявили сбор средств, чтобы преодолеть цензуру и оплатить публикации в New York Times, в которых они могли бы объяснить подлинную причину массовых выступлений против политики Эрдогана.
«То, что происходит в Турции, радикально отличается от недавних ближневосточных революций. Пораженные революциями государства были странами, где полностью отсутствовали свободные выборы,где чаяния народа не учитывались властями, а правосудие не соответствовало Западным стандартам» – заявил накануне турецкий президент Абдуллах Гул (цитируется по публикации Hurriyet Daily News, перевод «НР»). Затем Гул заявил, что те, кто сейчас вышли на улицы Анкары, Стамбула и других городов, это те же самые, кто два года назад жег машины и грабил магазины в Лондоне и «оккупировал» Уолл-стрит в Нью-Йорке. Другими словами, президент Гул выставил участников протестов маргиналами: в Лондоне «бунтовали» районы, населенные мигрантами из Азии и Африки. А основными участниками американских «Оккуупаев» были анархисты, профессиональные «вэлферщики», богема и безработные выпускники гуманитарных факультетов американских ВУЗов.
Ранее курс на маргинализацию протестующих объявил премьер Реджеп Эрдоган, который в речах по поводу уличных акций намеренно избегал упоминаний о политической подоплеке движения, а говорил лишь о парке Гези, выставляя участников протестов «зелеными». Собственно, такими же маргиналами, как «оккупаи», а повод для выступлений оказывается неожиданно незначительным. «Эрдоган говорит только о деревьях» – стали жаловаться участники митингов.
Между тем, социологи констатируют, что недовольство политикой Эрдогана особенно сильно в самых богатых регионах Турции, и уличные протесты поддерживают как раз те слои общества, которые на конституционном референдуме 2010 года проголосовали «против» исламистских реформ Эрдогана.
Этот референдум, кстати, отлично демонстрирует изворотливость риторики команды Эрдогана. Напомним, в нынешней речи президент Гул называет Турцию страной, где есть свободные выборы, власти учитывают мнение народа, а правосудие работает по западному образцу. Референдум и его формулировки показали, чего стоят эти заявления.
Когда Эрдоган предложил Турции конституционную реформу, ее целью называлось «приведение страны в соответствие европейским стандартам». А сама реформа предлагала ограничение роли армии и конституционного суда – институтов, которые, по «заветам Ататюрка» как раз гарантировали существование «европейской Турции», светского государства. Образованные, преуспевающие, самостоятельные предприниматели, студенты и госслужащие разобрались в хитростях риторики Эрдогана. И ответили «нет» реформе. Но их оказалось 42%. А «купились» на нее 58% – неквалифицированные рабочие, крестьяне и домохозяйки, проголосовав «за» исламизацию, лишение армии и судебной системы статуса «опоры государства» и превращение Турции из парламентской в президентскую республику.
Сегодня на улицы турецких городов выходят представители тех же 42% проголосовавших «против» исламизации страны и перестройки ее «под себя» Эрдоганом и его партией. Неудивительно, что премьер Эрдоган, президент Гул и другие пытаются представить их маргиналами, «бездельниками», наподобие американских анархистов-вэлферщиков или бандитами из лондонских трущоб.
Большим успехом команды Эрдогана в формировании имиджа протестующих стало то, что сравнение турецких уличных акций с американским «оккупаем» и лондонским «бунтом цветных» идеально легло на шаблон западных СМИ «какой должна быть настоящая революция». СМИ, которые воспевали вскармливаемых администрацией Обамы социалистов, требующих увеличения социальных льгот и пособий. СМИ, что сочувствовали «жертвам полицейского насилия» в «цветных районах» Лондона и Стокгольма, с радостью приняли официальную турецкую пропаганду, которая представляла турецких митингующих в привычных для усредненного западного читателя рамках.
Доведенные до белого каления очевидным непониманием своих целей и мотивов, участники протестов и турецкие СМИ стали собирать деньги, чтобы преодолеть такого рода цензуру хотя бы в западных СМИ.
«Чтобы обойти цензуру, турецкие СМИ организовали сбор средств для финансирования публикации материалов в New York Times, они хотят объяснить протестное движение в Турции международному сообществу» – сообщает «Евроньюс».
Сами участники протестов про парк Гези и не вспоминают. На первом месте в претензиях к Эрдогану значится наивный национализм «правительство не защищает нас перед иностранцами» и желание отстоять основы госстроя, заложенные Мустафой Кемалем в 20-е годы прошлого века.
«Антиэрдогановкие» демонстрации в Турции были всегда, в течение длительного времени, но теперь у всех чаша терпения переполнилась, поэтому все вышли. Очень много народа долго ждали этого дня. Я поговорила с демонстрантами и просто с турками.
Девушка, работающая в Измите, согласилась открыто рассказать о том, что же происходит и что будет потом. У меня сложился с ней самый длинный разговор, но ничего отличного от мнения большинства она не сказала» – пишет в своем блоге Рана Госани, участница протестного движения этих дней.
Рана Госани: За что вы боретесь, почему все вдруг вышли на улицы?
Ясемин Тезел: Потому что нас не устраивает наше государство. Его надо менять. У нас есть очень много причин для этого. Ну начать надо с самого главного. Правительство нас не представляет, мы и они это две разные вещи. Происходит распродажа турецкой земли. Теперь любой иностранец может приехать и купить землю, и она будет полностью принадлежать ему. Нет свободы слова, особенно если это слово не в поддержку правящей партии. Закрываются очень много сайтов, доступ очень ограничен. Желание правительства убрать TC (Республика Турции) с вывесок и не имение возможности идентифицировать себя, как нация. Сирия и Турция, если не правительства, но народы всегда были близкими друзьями. А теперь нас пытаются столкнуть лбами. Попытка изменить конституцию. Государство Турции должно остаться светским, но правящая партия пытается внести свои коррективы. Попытка изменения, уничтожения всего, что построил Ататюрк, например, отмена 19 мая и праздников связанных с Ататюрком. Налоги очень высокие, высокие тарифы на коммунальные услуги. Высокие цены на все сферы услуг и продукты. Система образования – система для «обаранивания» людей, все сделано так, чтобы человек не смел думать.
РГ: Намереваетесь ли вы и дальше ходить на демонстрации и кто управляет толпой?
ЯТ: Да, мы будем ходить до тех пор, пока Эрдоган и правительство не уйдут в отставку. Толпой не управляет никто, т.е. конечно локально в каждом городе есть свои молодежные организации. Но в маленьких городках, где население маленькое, соседи выходят на улицы и им не нужна организация. Все объединились и правые и левые, и фанаты различных футбольных клубов, и актеры выходят на улицу и бок о бок стоят с народом.
РГ: Что делает правительство? Какие меры принимает?
ЯТ: Ничего, они только говорят о деревьях по телевизору, говорят о провокации, Эрдоган редко появляется, поэтому я скажу что ничего не делает.
РГ: Какова позиция военных в этой ситуации? Будут ли они втянуты?
ЯТ: Они пока молчат, главнокомандующий – сторонник Эрдогана, но военные не хотят правительства из-за репрессий в том числе.Многие сидят без суда и следствия и над ними издеваются, но никто об этом не говорит».
Примечание НР:
Респондент неформального интервью, говоря о желании правительства «убрать с вывесок» самонаименование «Республика Турция» говорит как раз о референдуме 2010 года и реформах Эрдогана, который стремится сделать страну исламской президентской республикой, по формуле «баасизм Саддама Хуссейна + суннизм».
«Государство Турции должно остаться светским, но правящая партия пытается внести свои коррективы»: в прошлом году правительство Эрдогана ввело обязательное изучение Корана в школах и отменило действовавший с 1925 года запрет на посещение школ и университетов в хиджабах. Также во многих районах страны введены ограничения на продажу алкоголя, а власти отдельных муниципалитетов запрещают целоваться на улицах.
«Попытка изменения, уничтожения всего, что построил Ататюрк, например, отмена 19 мая и праздников связанных с Ататюрком»: в прошлом году правительство Эрдогана действительно попыталось отменить несколько общенациональных праздников. В этом году, например, в Турции снова попытались не отмечать 19 мая – «День памяти Ататюрка», который одновременно является «Днем молодежи и спорта». Спорт, напомним, порицается шариатом.
Список причин, который заставил население Турции выйти на улицы. Этот документ облетел весь турецкий интернет за считанные часы.
Перевод:
1. За те праздники, которые мы не отпразднивали (здесь, о праздниках, установленных в 20-е-30 годы XX века. В прошлом году правительство попыталось их отменить)
2. За то, что посадил военных в Силиври (Репрессированные военные, приговоренные к 20 годам тюрьмы)
3. За репортеров и писателей, которые сидят в тюрьмах
4. За то, что прикрываясь демократией, ты делишь страну
5. За то, что ты пытаешься исламизировать светскую страну
6. За то, что люди живут в бедности, пока ты вошел в 100 богатейших людей в мире.
7. За то, что назвал наших предков алкоголиками. (Здесь имеется ввиду Ататюрк)
8. За то, что смешал религию и политику и получилась новая религиозная политика ( национал-социализм+суннизм)
9. За то, что назвал тех, кто проголосовал за тебя мусульманами, а тех, кто не голосовал, Измировскими грешниками.
10. За то, что считал павших «головами», а террористов посчитал: 1 человек, 2 человека...
11. За то, что сказал фермерам, забирать своих матерей и уходить (Есть фраза в турецком «у меня мать заплакала». Идиома означает, что есть проблемы, которые трудно решить. По телевидению показали, как Эрдоган сказал фермеру: «Не обманывайте нас, забирайте свою мать и уходите». Фермер жаловался, что из-за импорта продукции, которую он и выращивает, рынок был переполнен и не смог ее продать.)
12. За то, что уничтожаешь соседние государства рука об руку с неверными. ( Здесь имеется ввиду Сирия)
13. За то, что промолчал, когда тысячи мусульман были убиты в Ираке.
14. За то, что пытался купить голоса за 2 мешка угля и 2 пакета макарон.
15. За Рейханлы (Недавние взрывы в Рейханлы, многие считают, что в этом виновато само правительство.)
16. За то, что твои дети не служили, а наши погибали. ( Эрдоган предоставил справку, по которой состояние здоровье его сыновей не позволяло им служить. Против терроризма на востоке Турции воевали и погибали другие)
17. За разделение молодежи на религиозных и мстительных.
18. И самое главное, мы не хотим больше быть твоими слугами!
«Мы не хотим больше быть твоими слугами,Эрдоган!»
Они не хотят,чтобы им запрещали целоваться на улицах, а их дети и внучки ходили в школы и университеты в хиджабах
Один из многих российских демотиваторов. Левая фотография – с митинга в поддержку Эрдогана. правая – фото с ночных шествий 2-3 июня против политики Эрдогана.
Анкара, Алексей Усов
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».