Лев Пономарев признался: «За права человека» никто не выселял Скандал с «репрессиями» был начат, чтобы получить деньги на новый офис, считают критики
Совет по правам человека при президенте РФ провел специальное заседание, посвященное разбору истории с выселением движения «За права человека» Пономарева из московского офиса. На заседании Лев Пономарев внезапно признался, что ЗПЧ никто не выселял. Из офисных помещений выставили их соседей – представительство региональной организации «Горячая линия». А причины выселения были далеко не политические: Пономареву пришлось сообщить коллегам-правозащитникам, что у этой организации был еще с первого января просрочен договор аренды и не выплачивались деньги. Впрочем, признания Пономарева прозвучали вовремя: после того, как все СМИ успели объявить о «репрессиях» против ЗПЧ и после того, как Михаил Прохоров выделил Пономареву полтора миллиона рублей «поправить здоровье».
О ходе заседания и неожиданных признаниях выгодно «потерпевшего» Пономарева сообщил член Совета по правам человека Игорь Борисов.
«Создается впечатление, что работа СПЧ начинается смещаться в политическую плоскость», – прокомментировал Борисов медиакампанию вокруг «выселения» ЗПЧ.
По словам Борисова, на длившемся более четырех часов заседании вопросы, связанные с правозащитной деятельностью, игнорировались, а те, которые имели определенный политический резонанс, наоборот, рассматривались.
Между тем сам Лев Пономарев на заседании признал: движение «За права человека» никто не выселял из московского офиса. Выселению была подвергнута региональная организация «Горячая линия», к которой Пономарев также имеет отношение. Само выселение было связано лишь с имущественными отношениями: «Здесь был просрочен договор аренды, который истек 1 января, и была задержка с выплатой денег, в чем Пономарев тоже признался».
«То есть к защите прав человека данный спор не имеет никакого отношения ни де-факто, ни де-юре, но ему было выгоднее с политической точки зрения представлять эту ситуацию именно в таком свете», – цитирует издание «Взгляд» Игоря Борисова.
Однако, по словам Борисова, некоторые правозащитники ставят себя выше закона и считают, что им дозволено, потому что они занимаются правозащитной деятельностью.
«Огорчительно то, что есть известная влиятельная правозащитная организация и по ее поводу собирается Совет. Но есть сотни беззащитных организаций, но их проблемы Совет не обсуждает», – осудил коллег еще один член СПЧ Иосиф Дискин (цитируется по публикации ИТАР-ТАСС).
По итогам заседания первый зампрокурора столицы Александр Козлов пообещал, что по ее итогам будет дана оценка действиям всех лиц, в том числе и выселяемых. По его словам, «для выселения арендатора не всегда требуется решение суда».
Отметим, что в заявлении для правоохранительных органов, опубликованном на сайте ЗПЧ, «Захват офиса Льва Пономарева или государственный рэкет в действии», действительно, не упоминается движение «За права человека» и офис этого движения, а говорится исключительно об организации «Горячая линия». Более того, в тексте заявления признается, что срок аренды помещений, занимаемых выселенной ГЛ, истек еще первого января 2012 года. Правозащитники посчитали договор автоматически пролонгированным, но 15 февраля замруководителя департамента городского имущества Москвы В.Е. Бобровская сообщила об отказе арендодателя от договора аренды и прекращении договора по истечении трехмесячного срока с момента отправления данного уведомления.
Когда в мае подошел срок выселения, сотрудники ГЛ попытались переоформить договор аренды. Однако 24 мая письмом заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной от 24.05.2013 года сообщается об отказе в выдаче переоформленного договора аренды в связи с задолженностью по арендной плате. К моменту выселения договор аренды так и не был оформлен, хотя Лев Пономарев утверждает, что «деньги за второй квартал были перечислены» муниципалитету. О деньгах за первый квартал, общей сумме задолженности и прочих нюансах в заявлении правозащитников предусмотрительно не сообщается.
После скандала в СМИ о якобы выселенном движении «За права человека», лидер партии «Гражданская платформа» бизнесмен Михаил Прохоров перевел на счет ЗПЧ полтора миллиона рублей: 1200000 на годовую аренду офиса, а 300 тысяч – «на покрытие разного рода издержек». На следующий день Пономарев признался, что выселение не имеет отношения к ЗПЧ.
– Признаться, картина весьма противоречивая.Некая левая организация, за которую это чмо вписалось. Ну, допустим, бывает.Но, если вопрос в левой организации – назачем они избавлялись от документов?ЗПЧ-то должно быть в другом помещении, со своими сейфами етс...
– С перепугу и в панике?
– C какого перепугу? Оно сознательно влезло в эту ситуацию с идеей пиара и получения доп. финансирования на новый офис. Т.е. этот сценарий был и предсказуем, и даже желателен. В этой ситуации пугаться и паниковать более чем странно.
– Должно-то оно, конечно, должно. Но если у человека в голове бардак, то и бумаги обычно не в порядке. Думается, бумаги пономаревских контор равномерно рассыпаны по всем организациям, в которых он трудится. В столе председателя Горячей линии Пономарёва лежит кипа бумаг Пономарёва из ЗПЧ и наоборот. Отсюда, кстати, и судорожные попытки избавиться от бумаг. Документы Горячей линии никто в последний момент не выкидывал, из – если была такая необходимость – без спешки заблаговременно удалили из офиса. А документы ЗПЧ попросту забыли» – обсуждают в Рунете возможные мотивы Льва Пономарева и некоторые детали скандального выселения.
Справедливости ради стоит отметить, что критики Пономарева сами могут быть столь же необъективны, как и сам фигурант. И точно также, как и Пономарев – за счет своей политической роли, убеждений и других «должностных мотивов». Например, член СПЧ Игорь Борисов, критиковавший главу ЗПЧ за неумеренную политизацию сюжета и спекуляцию статусом правозащитника, явно находится на противоположной стороне политических баррикад.
В начале 2000-х годов Борисов в составе миссий ОБСЕ и других организаций осуществлял мониторинг выборов в республиках Средней Азии и Закавказья. С 2007 по 2011 годы Игорь Борисов был членом Центризбиркома РФ. На этой работе он прославился, в частности, тем, что после выборов в октябре 2008 года официально признал возможность более чем 100-процентной явки граждан на избирательные участки. Заявление прозвучало в виде комментария к реплике главы Чечни Рамзана Кадырова о том, что «явка составит не менее 100%, а то и больше». Борисов заявил, что «теоретически это возможно» и объяснил это «менталитетом кавказских республик». Борисов в роли члена ЦИК также творчески развил сурковскую концепцию «суверенной демократии», «украсив» ее концепцией «электорального суверенитета».
Москва, Алексей Усов
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».