AMP18+

Политика

/

Кремль наводит глянец на свой имидж в преддверии саммита G8 в России

Холодная, мрачная страна, потонувшая в водке и управляемая КГБ, – такой Запад видит Россию. Президент Владимир Путин официально заявил, что у его страны есть проблемы с имиджем, и Кремль развернул пропагандистскую кампанию, чтобы навести глянец на этот имидж перед тем, как Россия примет саммит «большой восьмерки» будущего года, пишет журнал Foreign Policy. Плохо, что Москва больше думает о том, чтобы произвести хорошее впечатление на иностранцев, чем на своих граждан, считает издание.

То, что у Москвы проблемы с имиджем, ни для кого не секрет. Когда президент Владимир Путин попадает в заголовки новостей, это обычно связано с арестом бизнесмена или наступлением на оппозицию. Опрос, проведенный в 2003 году по заказу путинского правительства, высветил глубину проблемы. В ходе опроса американцев попросили назвать 10 вещей, которые ассоциируются у них с Россией. Чаще всего респонденты называли коммунизм, КГБ, снег и мафию. Единственная положительная ассоциация – русское искусство и культура – оказалась последней. Результаты проведенного в августе опроса, посвященного знанию иностранцами российских брендов, оказались еще хуже. Единственные «бренды», которые сумели вспомнить иностранцы, – автомат Калашникова и коктейль Молотова.

Кремль убежден, что в искаженном представлении о стране повинны иностранные журналисты, работающие в Москве. Западные СМИ находятся под сильным влиянием оппозиционных Кремлю олигархов, таких как Владимир Гусинский и Михаил Ходорковский, тратящих сотни миллионов долларов на привлечение западных пиарщиков и лоббистов, считают в Москве.

Пристрастны западные СМИ или нет, российское правительство однозначно считает их пристрастными и развернуло PR-кампанию по улучшению имиджа России в глазах остального мира. Можно предположить, что кампания является подготовкой к саммиту G-8, который пройдет в России в будущем году. Хотя богатой нефтью России, может быть, уже и не нужна финансовая помощь Запада, Путин и его команда одержимы желанием увидеть Россию равным партнером в решении мировых проблем, отмечает издание.

По информации журнала, в конце 2003 года Кремль решил сделать государственное информационное агентство РИА «Новости» инструментом улучшения имиджа. Он повысил предыдущего директора агентства и взял на его место Светлану Миронюк, которая была советником Гусинского – одного из самых искушенных в отношении пиара российских магнатов старшего поколения, отмечает издание.

Кремль и РИА «Новости» пытаются переиграть досаждающих им западных журналистов, действуя по двум направлениям. Скоро начнет работу глобальное вещание недавно созданный англоязычный телеканал Russia Today. Канал со штатом в 300 журналистов, 70 из которых импортировали из-за границы, будет освещать «мировые события с российской точки зрения». Помимо этого, РИА «Новости» пригласило зарубежных журналистов, известных дружественным отношением к Кремлю, на работу в его информационной службе. Агентство даже создало англоязычный еженедельник Russia Profile, в который пишут его штатные сотрудники.

С другой стороны, в прошлом году Москва создала дискуссионный клуб «Валдай», где ежегодно собираются иностранные эксперты и журналисты, приглашенные Кремлем. Они встречаются с высокопоставленными представителями российской политики. Их даже удостаивают встречи с самим президентом Путиным – в прошлом году такая встреча длилась почти три часа и почти столько же в нынешнем. Журналисты, работающие в Москве, в список приглашенных не попадают.

Успех этих предприятий в деле изменения имиджа России пока сомнителен, пишет журнал. Канал Russia Today еще ждет лицензий на глобальное вещание, и о качестве и успешности его вещания говорить рано. Но по его поводу уже шутят московские корреспонденты. Кремль потратил на создание канала 30 млн. долларов, привлек в Москву иностранных журналистов, чьи зарплаты начинаются с 60 тыс. долларов в год. Но во многих случаях импортные журналисты – это свежеиспеченные выпускники, не знающие ни слова по-русски и не имеющие даже базовых знаний о российской политике и истории. Для многих из них это забава, годичный отпуск за счет Кремля. Уже возникают трения между ними и российскими сотрудниками, которые знают о России в 10 раз больше, а получают вдвое меньше.

Главный редактор канала – бывшая журналистка из кремлевского пула, 25-летняя Маргарита Симоньян. По ее словам, у нее достаточно сил, чтобы противостоять давлению Кремля. Но на просьбу назвать главный недостаток Путина, она надолго замялась, а потом ответила: «Это огромная страна».

Хотя трудно себе представить, что Russia Today соберет большую аудиторию, другие компоненты стратегии, особенно Валдайский клуб, выглядят осмысленнее. В этом году 30 иностранных экспертов и журналистов, не работающих в Москве, плавали по Волге на теплоходе. По словам участников, на них произвел хорошее впечатление сбалансированный подбор выступающих, среди которых были такие резкие критики Кремля, как либеральный политик Ирина Хакамада, и кремлевские советники вроде Сергея Маркова. Профессор из Гарварда Маршалл Гольдман сказал: «Открытость мероприятия была поразительной».

Путин, может быть, и улучшил представление Запада о России. Но существует опасность двойных стандартов. Иностранным экспертам и журналистам могут предоставить трехчасовую встречу с Путиным, но ни одного российского журналиста туда не пустят. Иными словами, Кремль оказывает западной аудитории уважении, будучи с ней довольно откровенным. Когда он окажет такое же уважение отечественной аудитории, задается вопросом журналист Foreign Policy.

По материалам «Инопресса.ру».

© 2005, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, Политика, Россия,