AMP18+

Политика

/

Поддержка позиции СССР на Нюрнбергском трибунале станет уголовным преступлением Совет федерации раскритиковал за правовую безграмотность антинацистский «закон Яровой»

Обсуждение в Совете Федерации думского «закона Яровой» об уголовной ответственности за «альтернативные версии» о роли СССР во Второй мировой войне создало прецедент. Впервые за последние годы экстренно принятый Госдумой «политический» закон может быть отклонен верхней палатой парламента. Причиной стали фатальные юридические ошибки думских законодателей. Пытаясь противостоять ежегодным малограмотным «набросам» оппозиции в канун 9 мая, депутаты составили контрзакон, в котором правовой грамотности оказалось не больше, чем знания истории у «либералов», рассуждающих о том, что «Ленинград лучше было сдать немцам» или « у СМЕРШ не было красивой формы, но это, пожалуй, единственное их отличие от войск СС».

Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин, член этого комитета Максим Кавджарадзе и другие сенаторы рекомендовали коллегам отклонить спешно принятый Госдумой «закон Яровой», которые предполагает уголовную ответственность за «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны».

Принятый 23 апреля Госдумой закон предусматривает введение в Уголовный кодекс новой статьи 354.1 – «Реабилитация нацизма». «Отрицание фактов» и оправдание преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом, может грозить штрафом до 500 тысяч рублей или тюремным сроком до пяти лет (если преступление совершено с использованием СМИ). К «реабилитации нацизма» теперь приравнивается «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны». В первом чтении речь шла лишь о тех сведениях о деятельности СССР, которые «соединены с обвинениями в совершении преступлений», установленных Нюрнбергским трибуналом, напоминает «Коммерсант».

По мнению сенатора Добрынина, в законе, которые думцы поспешили принять сразу во втором и третьем чтениях, содержатся критические правовые и идеологические недостатки.

Еще в пятницу, 25 апреля, комитет представил на координационном совещании СФ проект заключения, где отмечается, что закон «вообще не содержит понятийного аппарата».

Во-первых, принятый Госдумой законопроект не дает определения понятий «нацизм» и «реабилитация нацизма». «Он вообще не содержит понятийного аппарата и критериев определения принадлежности событий и действий к нацизму и реабилитации нацизма», – цитирует сенатора РИАН.

Более того, профильный комитет Совфеда считает, что само содержание статьи 354 «Реабилитация нацизма» УК РФ, введенной принятым Госдумой законопроектом, «не соответствует ее названию»: «Ни распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, ни распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, нельзя однозначно отнести к действиям, направленным на реабилитацию нацизма».

Авторы закона совершили еще одну ошибку, которая противоречит духу этого закона. Документ «от Яровой» запрещает отрицать факты, установленные приговором международного военного трибунала. Однако этим предлагается уголовное наказание для частных лиц и госслужащих, историков и преподавателей, которые будут упоминать о позиции СССР на Нюрнбергском трибунале.

Мнение гражданина, который будет стоять на позиции Советского Союза в точном контексте с Нюрнбергским приговором, сделает этого человека преступником.

«Фактически депутаты Госдумы, 23 апреля проголосовавшие за закон, оказались на позициях западных союзников СССР» – заметил сенатор Добрынин.

«Квинтэссенция возражений советского руководства содержится в Особом мнении, с которым выступил судья, генерал-майор юстиции Никитченко. В письменном виде оно было приобщено к приговору и является его частью» – говорится в пояснительной записке, подготовленной для обсуждения в Совфеде.

Согласно этому документу, Советский Союз не согласился с фактом оправдания подсудимых Ял мара Шахта, Франца фон Папена и Ганса Фриче; Советский Союз не согласился с фактом о применении пожизненного заключения в отношении подсудимого Рудольфа Гесса, полагая его заслуживающим смертной казни; Советский Союз не согласился с фактом отказа в признании преступными организациями правительственного кабинета, генерального штаба и высшего командования германских вооруженных сил.

Таким образом, предлагаемая в законопроекте формулировка – «отрицание вынесенного Военным трибуналом приговора», фактически делает уголовно наказуемым цитирование Особого мнения члена Международного военного трибунала от СССР и позиции СССР в 1945 году, отмечает «Фонтанка.ру».

Сенаторы нашли также противоречие принятого Госдумой законопроекта действующим нормам.

Сейчас в УК РФ установлена ответственность за «распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично» – от 300 тысяч рублей штрафа до года исправительных работ.

«Закон Яровой» предлагает еще одно наказание за то же деяние – но уже в рамках КоАП (штраф от 400 тысяч до 1 миллиона рублей).

Подвергшийся критике законопроект был внесен группой авторов, его главным лоббистом стала депутат от ЕР Ирина Яровая. Закон был поддержан главой комитета по уголовному законодательству Павлом Крашенинниковым и главами комитетов по СНГ Леонидом Слуцким и по образованию Вячеславом Никоновым, «единороссом» Железняком и др.

Первая версия законопроекта о введении уголовной ответственности за «реабилитацию нацизма» была внесена в Госдуму накануне Дня Победы в 2009 году. Среди ее авторов было десять «единороссов» (включая экс-спикера Думы Бориса Грызлова и нынешнего первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина). Тогда в ПАСЕ шла дискуссия о приравнивании сталинизма к нацизму. Однако Белый дом в отзыве за подписью вице-премьера, главы аппарата Сергея Собянина заявил о том, что проект не поддерживает, и в мае-июне 2011 года свои подписи отозвали все авторы, кроме Володина, Грызлова, Яровой и нынешнего министра культуры Владимира Мединского .

В июле 2013 года Яровая реабилитировала проект (под ним были собраны подписи еще 38 депутатов) и в январе 2014 года представила его новую версию. Она предложила считать реабилитацией нацизма не только отрицание фактов и оправдание преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом, но и распространение связанных с ними «заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны». Санкции были предложены жесткие: в случае совершения преступления с использованием СМИ или фабрикацией «доказательств обвинения» – вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет. Законопроект был «заморожен» немногочисленными юристами из комитета по уголовному законодательству.

Ситуация изменилась после 27 февраля: тогда Ирина Яровая вновь заявила о необходимости принять закон до 9 мая и апеллировала к Украине, где, в ее версии, «фашизм становится в полный рост», напоминает «Ъ». А 11 марта комитет по уголовному законодательству предложил совету думы до 13 апреля собрать отзывы к проекту и в апреле рассмотреть его в первом чтении.

Законопроект снова получил отрицательный отзыв правительства. Глава аппарата Белого дома вице-премер Сергей Приходько «концептуально поддержал» документ, но раскритиковал его с юридической точки зрения. В частности, вице-премьер указал депутатам, что связанные с «публичным оправданием нацизма» деяния можно регулировать действующими антиэкстремистскими статьями 280 и 282 УК РФ и ст. 20.29 КоАП.

Несмотря на это, законопроект был на прошлой неделе экстренно принят Госдумой сразу во втором и третьем чтениях. Причем, с нарушением всех норм регламента. Документ не значился в повестке дня, но рассмотреть его убедил коллег Павел Крашенинников. Затем комитет поддержал законопроект «опросным листом», то есть без проведения заседания. Правовое управление Госдумы составляло отзыв на законопроект в то же время, когда депутаты его рассматривали и голосовали за него. Кстати, отзыв правового управления Госдумы содержит примерно те же критические замечания, что были озвучены сегодня и в пятницу сенаторами.

Ирина Яровая возмущенно ответила на критику Совфеда, назвав мнение сенаторов «недоразумением». Скорость принятия своей инициативы Яровая объясняла желанием, чтобы закон был подписан президентом еще до 9 мая.

В Совете Федерации также нашлись сторонники Яровой, готовые ради политического эффекта пренебречь правовой грамотностью. Например глава комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров напомнил: «Впереди 9 мая, и отклонить накануне праздника такой закон – политическое дело».

Отметим, что последствия практического применения сырых и расплывчатых формулировок «закона Яровой» можно предугадать по результатам недавно прошедших процессов. Причем, далее цитируемые решения суда были вынесены на основе действующего законодательства, пока без «поправок Яровой».

На прошлой неделе Федеральный список экстремистских материалов Минюста пополнился несколькими статьям немецкого историка Себастьяна Штоппера.

Штоппер изучает историю брянского партизанского движения. Между прочим, потомки советских партизан за скурпулезные исследования наградили его медалью «В честь подвига партизан и подпольщиков».

Однако советский райсуд Брянска счел ссылки на работы Штоппера экстремизмом. В частности – процитированные в статьях Штоппера немецкие документы (всестороннее изучение документальных свидетельств – прямая обязанность историка). Но брянский суд решил, что изучение и цитирование документов противника есть экстремизм. Таковыми суд счел (а Минюст зафиксировал это в «экстремистском списке» под номером 2286) цитаты из протокола допроса полицая, побывавшего в плену у партизан, немецкие отчеты о «зачистках» русских деревень, сообщения об уничтожении немецкого генерала Борнеманна и анализ приписок в партизанских сообщениях о пущенных под откос эшелонах. Причем – со ссылкой на советские архивные документы, которыми факт приписок признавался, и в сравнении с немецкими оценками.

Цитаты из судебных формулировок и выводов «экспертизы» по данному делу можно прочесть в блоге юриста Павла Протасова duralex.org. Если действующее законодательство позволяет «экспертам» и судам выносить столь абсурдные решения, то «закон Яровой» поднимет градус абсурда на запредельный уровень. Поскольку в принятом на прошлой неделе Госдумой акте об уголовной ответственности за реабилитацию нацизма «отсутствует понятийный аппарат», то по нему можно будет привлечь практически любого серьезного историка или преподавателя, занимающегося темой ВОВ. В том числе, и за изучение немецких документов. А пиком абсурда станет момент, когда (если?) этот закон будет подписывать президент Путин. В этот самый момент, в канун Дня Победы глава государства-правопреемника СССР публично откажется от позиции, занятой СССР на Нюрнбергском процессе...

Москва, Алексей Усов

© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Культура, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,