Донецк и Луганск еще 20 лет назад проголосовали за федерализацию и русский язык Результаты референдума 1994 года были аналогичны настроениям юго-востока в 2014-м до «карательной операции» Киева
Журналисты нашли в подшивках украинских газет «доинтернетного периода» свидетельства, что настроения донбассцев 20 лет назад были точно такими же, что и этой весной – до того, как «киевские» начали убивать мирных жителей. «За» федерализацию Украины 20 лет назад проголосовали 79,69% жителей Донецкой области, за русский язык в качестве второго государственного – 87,16%. Киев тогда проигнорировал результаты этого референдума, стыдливо назвав его «совещательным опросом». Точно также Киев поспешил «забыть» об изначальной независимости Крыма и о том, как в 1994 году танками у Перекопа принудил полуостров переписать собственную конституцию по общеукраинским стандартам.
В конце марта этого года исполнилось 20 лет референдуму, на котором населения Донецкой и Луганской областей выразило свои представления об условиях жизни в составе Украины. На референдум были вынесены те же самые вопросы, которые волновали жителей ДНР и ЛНР этой весной. Пока у юго-востока оставалась надежда склонить Киев к диалогу – то есть до начала «карательной операции» и одесской трагедии.
В марте 1994 года, как и в марте 2014-го жителей юго-востока волновали вопрос статуса русского языка и возможность конституционной реформы на Украине.
27 марта 1994 года состоялись выборы в Верховную раду Украины. В Донецкой и Луганской областях одновременно прошел референдум с четырьмя вопросами. Результаты по Луганской области есть не по всем вопросам (приведены по публикации газеты «Жизнь Луганска» от 2 апреля 1994 г.), но есть полные результаты по Донбассу – из экземпляра донецкой областной газеты «Донбасс» от 1 апреля 1994 года.
1. «Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила федеративно-земельное устройство Украины?»
Результаты в Донецкой области:
За – 79,69%
Против – 15,02%
Недействительных бюллетеней – 5,29%
Без учета недействительных бюллетеней: за – 84,14%.
2. «Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила функционирование русского языка в качестве государственного языка Украины наряду с государственным украинским языком?»
Результаты в Донецкой области:
За – 87,16%
Против – 8,54%
Недействительных бюллетеней – 4,30%
Без учета недействительных бюллетеней: за – 91,08%.
Результаты в Луганской области:
За – 90,38%
Против – 5,04%
Недействительных бюллетеней – 4,58%
Без учета недействительных бюллетеней: за – 94,72%.
3. «Согласны ли вы с тем, чтобы на территории Донецкой (Луганской) области языком работы, делопроизводства и документации, а также образования и науки был русский язык наряду с украинским?»
Результаты в Донецкой области:
За – 88,98%
Против – 6,86%
Недействительных бюллетеней – 4,15%
Без учета недействительных бюллетеней: за – 92,84%.
Результаты в Луганской области:
За – 90,91%
Против – 4,51%
Недействительных бюллетеней – 4,58%
Без учета недействительных бюллетеней: за – 95,27%.
4. «Вы за подписание Устава СНГ, полноправное участие Украины в экономическом союзе, в межпарламентской ассамблее государств СНГ?» (в 1994 году это было синонимом евразийской интеграции).
Результаты в Донецкой области:
За – 88,72%.
Против – 6,82%
Недействительных бюллетеней – 4,45%
Без учета недействительных бюллетеней: за – 92,86%.
Результаты в Луганской области:
За – 90,74%
Против – 4,54%
Недействительных бюллетеней – 4,72%
Без учета недействительных бюллетеней: за – 95,24%.
Явка составила 72% в Донецкой области и 75% в Луганской.
«Еще 20 лет назад Донбасс поддержал все это абсолютным большинством, а эти результаты не то, что не исполняются – о них даже никто не помнит! В Интернете об этом почти ни слова... киевский режим наложил табу на любые разговоры о федерализации, а тем более, давно состоявшийся референдум. Он просто окружён какой-то зоной молчания, причём даже в России» – отмечается в публикации ресурса politikus.ru.
В 1994 году официальный Киев проигнорировал результаты этого референдума. Больше того, он не был признан полноценным волеизъявлением: Киев определил этот процесс как «совещательный опрос», хотя ни один опрос не проводится с использованием официальных бюллетеней, избирательных урн и прочих атрибутов народного волеизъявления.
Впрочем, в 1994-95 годах Киеву было не до Донбасса: изначально де-факто независимый Крым с собственной конституцией собрался «домой в Россию». В 1994 году президентом стал Юрий Мешков, предлагавший передать Крым под юрисдикцию Российской федерации.
Напомним, еще в 1991 году, после провозглашения независимости Украины чрезвычайная сессия Верховного совета Крыма приняла Декларацию о государственном суверенитете. А 6 мая 1992 в Крыму была принята собственная конституция и введена должность президента Республики Крым. В 1994 году, почуяв, что фактическая независимость Крыма, население которого и не собиралось считать себя украинцами, грозит и юридической потерей стратегичесвки важного региона, Киев усилил политическое давление на Севастополь.
Когда политические требования были подкреплены концентрацией на Перекопе артиллерии, пехоты и бронетехники, Крым уступил. В марте 1995 года Верховная рада Украины упразднила пост президента Крыма и Конституцию полуострова.
За 20 лет внутренняя политика Киева почти не менялась – разве что в сторону радикализации и углубления противоречий. Благодаря этому едва не каждое голосование было протестным и к власти приводились персонажи, которые в других условиях не имели бы шанса стать даже кандидатами в президенты. Результатами этой политики стали Крымский референдум от 16 марта 2014 года и новые референдумы 11 мая в юго-восточных областях.
Донецк – Москва, Алексей Усов
© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».