AMP18+

Политика

/

Кипрский офшор для властей РФ дороже, чем катящаяся вниз отечественная экономика Ради интересов влиятельных лиц Москва прощает долги Кипру, – мнение экспертов

image

Российские власти проявляют чрезмерную заботливость об экономике Кипра, прощая киприотам долги и снижая для них кредитную нагрузку. На этом фоне правительство РФ повышает налоги для собственных граждан, чтобы в том числе компенсировать выпадающие платежи по кипрским долгам. Законопроекты об увеличении фискальной нагрузки в России и об отказе от требования долгов с Кипра будут рассматриваться почти одновременно в осеннюю сессию Госдумы. Необычную бюджетную щедрость по отношению к Кипру эксперты объясняют зависимостью влиятельных российских граждан от состояния этого офшора. Об этом пишет «Независимая газета».

В июле 2016 года Кипр должен был вернуть долг российскому бюджету в размере 2,5 млрд евро, что по нынешнему курсу составялет чуть больше 120 млрд рублей, а в 2016 году – около 150 млрд. Для российской казны, которая испытывает нарастающие проблемы, возврат кипрского долга был бы заметным подспорьем. Но правительство Дмитрия Медведева решило отказаться от первоначальных условий займа и проявило великодушие, предложив Кипру выплачивать долг не к середине 2016 года, а вплоть до конца 2021 года, пишет издание. При этом Кипру снижены и текущие платежи по обслуживанию долга – с 4,5 до 2,5% годовых.

Кредитные послабления Кипру будут оформлены в виде федерального закона, который в конце прошлой недели поступил в Госдуму. Отказ от возврата 2,5 млрд евро в 2016 году правительство объясняет «просьбой кипрской стороны о снижении долговой нагрузки на бюджет республики в предстоящие годы».

При этом правительство РФ прямо признает, что выделяет Кипру бюджетные деньги на гораздо более выгодных условиях, чем занимает само: «новый уровень процентной ставки по кредиту меньше текущей стоимости заимствований России на международном рынке капитала в евро на сопоставимый срок». Тем не менее отказ от своевременных платежей в отечественном кабмине считают «разумным компромиссом». Правда, этот тезис сформулирован в пояснительной записке довольно хитро: «Как представляется, договоренности о возврате России предоставленных Кипру ресурсов в течение более длительного периода по сравнению с оригинальными условиями отражают разумный компромисс, учитывая необходимость, с одной стороны, оказать республике финансовую помощь, а с другой – сохранить долговые требования к этому суверенному дебитору».

Единственная номинальная выгода для России от реструктуризации кипрского долга, которую указывает правительство, это увеличение общего объема процентных платежей в наш бюджет на 73,1 млн евро. Однако на самом деле, как отмечает «НГ», эта «выгода» больше похожа на обман и прямой ущерб для российского бюджета. Ведь если бы Кипр рассчитался вовремя, то Россия смогла бы ссудить эти деньги любому надежному заемщику и получить от него к 2021 году в несколько раз большую сумму, чем называемый правительством РФ «выигрыш» – 73,1 млн евро.

Особенно удивительной выглядит бюджетная щедрость правительства на фоне планов повышения налогов. Так, например, Минфин собирается ввести с 2015 года региональный налог с продаж, который должен пополнить казну примерно на 200 млрд рублей. Но эта сумма как раз сопоставима с долгом Кипра, который отказываются требовать в 2016 году российские власти. В итоге получается, что решения властей для Кипра означают долговые послабления и отсрочку долга, а для России – повышение налогов.

Напомним, что скандальный кредит Кипру, который превышал 10% его ВВП, был выдан Россией в конце 2011 года. Но три года назад особых проблем наша казна не испытывала. Сегодня же стабильность российского бюджета оказалась под угрозой. Но российское правительство предпочитает помогать Кипру, а не беспокоиться о доходах казны.

По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, госполитику России по отношению к этому офшору определяет то обстоятельство, что «благосостояние и благополучие многих наших сограждан зависит от благополучия экономики Кипра».

Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин объясняет появление законопроекта о кипрском кредите частными интересами влиятельных лиц в РФ, которые не вывели деньги с Кипра. Такая коррупционная мотивация не имеет ничего общего с интересами страны, полагает Делягин.

Москва, Наталья Аникина

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика, Олигархи, правительство РФ,