AMP18+

Политика

/

Минюст будет учить Госдуму грамотно принимать законы Это бесполезно, считают эксперты

Минюст попытался регламентировать законотворческую деятельность Госдумы, составив законопроект, который детально прописывает иерархию законов и их «жизненный цикл» – от планирования до прекращения действия, сообщает газета «Ведомости». В министерстве настаивают, что законотворчество должно быть плановым и системным, вместо сегодняшней тактики ситуативного создания законов в ответ на текущие вызовы. Усилия Минюста могут остаться бесполезными, предупреждают эксперты: само устройство российской правовой системы не подразумевает планомерного развития законодательства.

Основым тезисом Минюста является плановое развитие законодательства: текущее планирование – на срок до двух лет – и перспективное – на три года и более. Правотворческий орган вправе поручать подготовку нормативного правового акта другим организациям. Проекты законов могут быть вынесены на общественное обсуждение, правительственные инициативы должны проходить антикоррупционную экспертизу. Проект устанавливает общие требования к текстам законов. Например, в них не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор. Типовые правила по их юридико-техническому оформлению должно принимать правительство.

На неритмичность и непредсказуемость правотворчества публично жаловались и руководитель Главного правового управления президента Лариса Брычева, и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, сказано об этом и в свежем отчете Думы о состоянии законодательства. Но законодательное планирование возможно при одном условии – если перестать использовать закон как средство быстрого реагирования на вызовы дня и меняющуюся политическую конъюнктуру, считает доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. Чтобы принимать новые законы редко и медленно, на основе долгосрочного плана (например, на весь срок деятельности текущего созыва Госдумы), на это не готовы пойти ни депутаты, ни органы исполнительной власти, считает эксперт. Больше того, это не позволяет сам принцип организации российской правовой системы: в России нормотворцами не являются ни суд (система прецедентного права), ни глава государства. Правовой единицей является федеральный закон.

Москва, Алексей Усов

© 2015, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Госдума,