Германские политологи: G7 – клуб по интересам, нелиберальной России в нем делать нечего Но без участия РФ, Индии и далекого от демократии Китая G7 не годится для решения мировых проблем
Возврат к формату G8 невозможен, но сама по себе «большая семерка» без участия Китая, Индии и России представляет собой клуб по интересам, который не годится для эффективного решения мировых проблем. Одновременно участие России в работе «семерки» только повредило бы, превратив G8 в форум для обсуждения проблем, которые Россия создает в отношениях с соседями. К таким выводам о неразрешимости сегодняшних противоречий в деятельности форума пришел директор берлинского института глобальной общественной политики Торстена Беннера в статье для «Немецкой волны».
Возврат к формату G8 мог бы лишь незначительно способствовать эффективному решению глобальных проблем. Напротив, это превратило бы G8 в форум для обсуждения проблем, которые Россия создает в отношениях с соседями. Но G8 для этого не задумывалась. На то есть множество форматов – от ОБСЕ до Совбеза ООН. А если речь только о том, чтобы польстить России, признав ее великой державой, то G8 – слишком дорогостоящий проект, отмечает Беннер.
Отличительной чертов G7 является то, что это форум единомышленников – семи стран, придерживающихся сходной идеологии и экономических стратегий. Как это сформулировала канцлер Ангела Меркель: « G7 – это семь демократических государств, для которых общий знаменатель – защита свободы и прав человека».
Россия сюда не вписывается, даже если она прекратит захватывать чужие территории и посылать войска для развязывания гражданских войн в соседних странах. Окажись Россия, как единственная нелиберальная страна, за столом G7, и координация усилий основанных на общих ценностях демократических государств станет невозможной. А это была бы значительная потеря.
При этом германский политолог осторожно признает, что G7 – больше клуб по интересам: единственная задача G7, по Беннеру – помощь в координации политики либеральных стран и выработка общих стратегий. Другими задачами «большой семерки» называются контроль финансовой стабильности, здравоохранение, защита климата и помощь в развитии странам, выбравшим сходный курс. Беннер отмечает, что даже эти задачи G7 неспособна эффективно выполнить без участия таких стран, как Китай или Индии: «Любой форум, не включающий Китай и Индию, где сосредоточена треть мирового населения, сегодня не годится для эффективного решения проблем».
«Времена, когда страны «большой семерки» могли мнить себя вершителями судеб мира, давно миновали. На фоне глобального соперничества за мировой порядок и возникновения новых союзов типа БРИКС или ШОС координация политики между либеральными демократиями приобретает новое значение... Речь не идет о создании единого фронта под лозунгом «Запад против остального мира». Но либеральные ценности, которые исповедуют страны G7, в долгосрочной перспективе смогут сохранить свое значение лишь при условии, что демократии будут активно и совместно их отстаивать», – считает политолог.
И без России страны G7 не справляются с этой задачей, как показал пример Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Создавался он по инициативе Китая. Лидеры стран G7 не согласовали свои действия. В результате последовала череда односторонних присоединений Великобритании, Германии, Франции и Италии... Впечатление было удручающим. Этого можно было бы избежать, если бы страны G7 вкладывали в согласование своей политики хотя бы частицу тех средств, которые будут затрачены на шоу в замке Эльмау. Вот на это и должны быть нацелены усилия G7, а не на пустые дискуссии о месте России за столом, даже если она откажется от самых грубых нарушений европейского миропорядка», – констатирует политолог.
Столь же неоднозначное отношение к роли G7 в целом и к отсутствию на форуме России демонстрируют и другие германские политики и эксперты.
Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер высказался за скорейшее возвращение России в состав «Группы восьми». «Мы не можем быть заинтересованы в том, чтобы G8 навсегда превратилась в G7. Мы настоятельно нуждаемся в России для урегулирования хронических конфликтов в соседних с Европой регионах – в Сирии, Ираке, Ливии, а также вокруг атомной программы Ирана», – заявил социал-демократический политик в интервью газете Neue Osnabrücker Zeitung. Но уже министр по вопросам экономического сотрудничества ФРГ Герд Мюллер заявил, что сроки возвращения России в G7 зависят от Владимира Путина. То есть от выполнения минских соглашений: ответственность за соблюдение их условий Запад полностью возложил на Россию.
Бывший канцлер ФРГ 96-летний Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) считает, что без участия президента РФ Владимира Путина говорить о конфликте на Украине на саммите G7 не имеет смысла. Пригласить президента Путина предлагает и председатель «Германо-российского форума» Маттиас Платцек, и глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес. «Встреча G7 плюс Россия могла бы стать вкладом в разрешение конфликтов... Всегда лучше говорить друг с другом, чем обсуждать друг друга», – подчеркивает Экхард Кордес. «Сложилась ситуация, в которой семь стран будут говорить о восьмой, вместо того, чтобы 8 важных держав совместно говорили о положении в мире», считает директор финансируемого федеральным правительством берлинского Фонда «Наука и политика» Фолькер Пертес.
Штефан Майстерер, руководитель программ Восточной Европы и Центральной Азии в Германском обществе внешней политики (DGAP), считает, что приглашать Владимира Путина на саммит «большой семерки» – бессмысленно, а те, кто это предлагает, до сих пор не поняли, какая глубокая пропасть пролегла между Россией и Западом. «Большая семерка» – это возможность для стран Запада обговорить общую тактику и стратегию, улучшить отношения с США, укрепить единство Евросоюза. А для переговоров об Украине есть так называемый «нормандский формат», есть «минские соглашения», указывает Штефан Майстер.
Москва – Берлин, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»