S&P: в России начались дефолты регионов Субъектам РФ не стоит рассчитывать на помощь Москвы, считают аналитики
Российские регионы подвергаются высокому риску дефолтов, говорится в новом отчете международного рейтингового агентства Standard & Poor`s. Как минимум один субъект РФ уже де-факто стал банкротом. Причины негативной ситуации аналитики видят в слабом экономическом росте и замедлении роста прибыли компаний и доходов населения, ограничивающих сборы основных региональных налогов – на прибыль и НДФЛ, пишет газета «Коммерсантъ». Надежды на своевременную помощь Москвы могут не оправдаться, предупреждают эксперты. С учетом возросших из-за майских указов президента «негибких социальных расходов» регионам не остается другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг, а также финансировать текущие расходы за счет заемных средств, отметили в S&P.
Из анализа финансового состояния регионов, проведенного Standard & Poor's за последние 18 месяцев, следует, дефолты российских регионов фактически начались. По данным рейтингового агентства, «в первом квартале 2015 года как минимум один субъект РФ, не имеющий рейтингов S&P, допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту вследствие ограниченного доступа к средствам рефинансирования». При этом S&P не указало название этого региона.
«Кроме того, нам известны случаи, когда банк-кредитор был вынужден пролонгировать выданный ранее региону кредит по ставке ниже текущей рыночной в связи с тем, что регион был не способен погасить или рефинансировать кредит, – говорится в отчете агентства. – Нам также известны случаи отказа или даже отзыва регионами выданных ранее бюджетных гарантий до срока их истечения». Все это можно считать эквивалентом дефолта, полагают в S&P, пишет «Независимая газета». О каких именно регионах идет речь, аналитики не уточняют.
По данным Минфина РФ, на 1 января 2015 года госдолг регионов составлял 2,089 трлн рублей, увеличившись за год на 20%. Наибольший объем госдолга у Москвы (161,7 млрд рублей), Краснодарского края (136,3 млрд рублей) и Московской области (103,2 млрд рублей). Озабоченность у экспертов вызывает не столько объем регионального долга, сколько его структура. В ней преобладают краткосрочные банковские кредиты, что усиливает риски рефинансирования. По прогнозам S&P, долговая нагрузка регионов увеличится с 33% текущих доходов в конце 2014 года до 55-57% в 2018 году
Аналитики считают, что на помощь федерального правительства регионам рассчитывать не стоит. Как отмечают аналитики, «несмотря на значительный объем федеральных трансфертов и бюджетных кредитов, выделяемых регионам (около 3% ВВП ежегодно), эти ресурсы не направлены напрямую на погашение регионального долга». Но даже в том случае, когда помощь из Москвы идет, то она «часто не своевременна, а критерии распределения таких средств труднопредсказуемы», полагают эксперты. В частности, как отмечается в отчете, в 2009 году Томская область так и не получила необходимый ей бюджетный кредит на рефинансирование банковского займа, регион избежал дефолта почти чудом – благодаря принятию экстраординарных мер. В Московскую область федеральная помощь поступила уже после случившегося в конце 2008 года дефолта по облигациям одного из областных предприятий. Точно так же задерживалась помощь ряду регионов и в 2014-2015 годах. При этом, как замечают в S&P, бюджетные кредиты выделялись таким сильным регионам, как Москва и Санкт-Петербург.
Российские эксперты подтвердили, что бюджетный дефицит и долговая нагрузка в регионах – одни из ключевых экономических проблем 2015 года. «На федеральном уровне проблемы тоже существуют, так что регионам надо будет затянуть пояса и стараться удерживать дефицит бюджета в рамках разумного по большей части своими силами», – предупреждает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.
Глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев заметил, «для выполнения текущих обязательств субъекты Федерации вынуждены сокращать инвестиционные расходы и увеличивать долговые обязательства». По мнению эксперта, наиболее остро ситуация сейчас обстоит в Смоленской, Саратовской областях, Башкортостане и Красноярском крае. «Растут задолженности у ряда сибирских регионов, Краснодарский край тоже отличается негативной динамикой в данном вопросе», – добавляет старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
Напомним, что в мае Институт управления социальными процессами Высшей школы экономики (ВШЭ) объявил, что около 20 регионам России столкнулись с перспективой объявить дефолт. В этих регионах долговая нагрузка на региональный бюджет оценивается как сверхвысокая. Под «сверхвысокой» понимается объем выплат по долгам, который превышает средний показатель, то есть 33,5% доходов региона. Наибольшая долговая нагрузка – на Чукотке (125% уровня доходов), в Смоленской, Костромской областях, Мордовии (более 100%), Карелии, Удмуртии, Белгородской, Вологодской, Астраханской, Пензенской, Саратовской, Амурской областях (80-96%).
В 47 регионах объем долга превышает половину всех поступлений. Жизнь без долгов могут позволить себе только нефтегазовые регионы – Тюменская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ.
Региональные власти будут вынуждены резко сокращать социальные расходы, чтобы платить по долгам, пишет «Газета.Ru». При этом, как отмечается, объявлять региональные дефолты не позволит федеральный центр по политическим соображениям.
По данным Минфина, на 1 января 2015 года госдолг регионов составлял 2,089 трлн рублей, увеличившись за год на 20% (инфографика «Ъ»)
Москва, Наталья Аникина
© 2015, РИА «Новый День»