Террористы «Исламского государства» открыли филиал на Кавказе Лидеры группировки приняли «клятву верности» российских боевиков
Террористическая организация «Исламское государство» объявила о включении в свой состав республик Северного Кавказа. Формально это было оформлено тем, что лидер этой запрещенной в России и во многих других странах организации Халиф Абу Бакр аль-Багдади принял «клятву верности», которую принесли ему лидеры исламских боевиков Чечни Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии.
Террористическое «Исламское государство» ранее только объявляло Кавказ частью сферы своих интересов в деле построения трансконтинентального «исламского халифата». Теперь лидеры этой организации формально включили российские кавказские республики в состав ИГ. Абу-Мухаммад аль-Аднани, выполняющий функции пресс-секретаря этой группировки, объявил через западные информагентства, что самопровозглашенный халиф ИГ Абу Бакр аль-Багдади принял присягу глав российских террористических организаций. С этого момента в ИГ считают Чечню, Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкарию частью своего квазигосударства.
Напомним, главари кавказских боевиков присягнули на верность Абу Бакру 21 июня. А уже на следующий день в российской прессе появилось пространное интервью секретаря Совбеза РФ и бывшего директора ФСБ Николая Патрушева. В нем Патрушев признал, что на стороне запрещенной в РФ ИГ воюют тысяч граждан России и госорганы не имеют возможности прекратить приток добровольцев, так как «это связано с двойными стандартами».
Со слов Патрушева, двойные стандарты демонстрируют США и другие западные страны: «Ведь то же ИГ, когда оно борется с Асадом, поддерживается США. И одновременно они его бомбят. Пока они не прекратят эти игры, все это будет продолжаться.
Мы это ведь уже видели в Афганистане. Американцам не понравилось, что туда вошли советские войска, и они организовали движение «Талибан». Из него, в свою очередь, выросла «Аль-Каида», с которой и у американских, и у некоторых других западных спецслужб были контакты. Они проводили конспиративные встречи и так далее. Тогда в Афганистане американцы сочли, что такая политика дает им определенные положительные результаты, а потому они продолжают ее в настоящее время в Сирии…
Получается так, что если террористы воюют против Асада, то их можно считать легитимными, а если их действия наносят ущерб американским интересам, как, например, в Ираке, то террористов следует уничтожать. Исходя исключительно из своих практических интересов, определяют, с кем из террористов допустимо вести переговоры и иметь дела, а с кем – нет».
Впервые российские власти признали массовое участие граждан РФ в джихадистских войнах на Ближнем Востоке летом 2013 года. Тогда президент Владимир Путин, преемник Патрушева на посту директора ФСБ Александр Бортников и его заместитель Сергей Смирнов заявили о наличии в Сирии на стороне исламистов добровольцев из России.
«Вербовка наемников действительно существует. Мы считаем, что порядка 300-400 человек с территории нашей страны туда выехали. Они вернутся, и, естественно, это представляет большую опасность» – говорилось в заявлении первого замдиректора ФСБ Смирнова. Президент Путин в выступлении в рамках визита в Великобританию два года назад называл цифру в 600 боевиков, приехавших из России. Неправительственные организации ранее называли вдвое большие цифры. Спустя два года удвоились и официальные цифры, и подсчеты независимых источников. Например, в апреле этого года замдиректора ФСБ Смирнов говорил уже о 1700 гражданах РФ, воюющих за «Исламское государство».
За два года, которые прошли со времени первых признаний президента и руководства ФСБ, в России признали невозможность противостоять выезду из страны новобранцев для ИГ. Зато были приняты меры, позволяющие предотвратить возвращение боевиков из Ирака и Сирии домой. Сначала контрразведчики дополнили в ч. 2 ст. 208 УК РФ («участие в незаконном вооруженном формировании») следующим положением: «Участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации». Максимальное наказание по этой статье было увеличено с 5 до 10 лет лишения свободы.
С мая 2014 года, то есть с начала активных боевых действий на Донбассе, вступили в силу последние на данный момент изменения в УК, которые ужесточили наказание по ч.2 ст.208 УК РФ до 15 лет. Ключевое положение последних поправок в 208 статью – это формулировка «в целях, противоречащим интересам Российской Федерации». Заодно эти поправки прояснили суть российского варианта «политики двойных стандартов» в отношении добровольцев, о которой упоминал в интервью Патрушев. На некоторую поддержку, или, как минимум, на невнимание правоохранителей могут рассчитывать те «интернационалисты», что воюют за рубежом на стороне конфликта, которая выражает геополитические интересы российских властей. Те, кто принимает участие в войнах на стороне, деятельность которой Кремль не одобряет, или, как в случае с ИГ, откровенно обозначает себя врагом России, по возвращении домой могут рассчитывать на уголовные дела и значительные сроки.
Также в ФСБ попытались предпринять хоть какие-то меры против вербовщиков террористов, действующих в России. В начале лета было объявлено о создании нового отдела контрразведки, функцией которого будет выявление вербовщиков в Сети и распропагандирование их жертв.
Новый отдел контрразведки включает в себя три направления: аналитическое, социальные сети, информационное. В первом подразделении сотрудники проводят круглосуточный мониторинг СМИ, сайтов, форумов и дают рекомендации второму и третьему подразделениям отдела. В обязанности сотрудников второго отдела входит общение с вербовщиками и радикальными исламистами в группах и сообществах в социальных сетях и на интернет-форумах. Главная задача этих специалистов – контрпропаганда. Специалисты третьего подразделения организуют своего рода информационные вбросы в СМИ и социальных сетях. Для этой работы только в Москве было задействовано около 300 сотрудников ведомства и еще несколько сотен человек начали работать в республиках Северного Кавказа.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»