Указ о секретности военных потерь в мирное время обжалуют в Конституционном суде Верховный суд истцам ожидаемо отказал
В Конституционный суд РФ будет направлен иск об обжаловании указа президента о засекречивании потерь Минобороны в ходе спецопераций. Накануне Верховный суд РФ признал законным указ, согласно которому данные о потерях личного состава Минобороны в ходе спецопераций относится к сведениям, составляющим гостайну.
«Мы не удовлетворены решением Верховного суда, хотя и прогнозировали именно такой исход дела, и будем обжаловать его в апелляционной инстанции, а также нам теперь открыт путь в Конституционный суд РФ», – цитирует РИА Новости слова одного из заявителей – адвоката Иван Павлов.
Из решения Верховного суда следует, что поправки к указу, вносящему изменения в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, не нарушают права на получение и распространение информации, гарантируемого Конституцией.
Член совета по правам человека при президенте РФ Сергей Кривенко, специализирующийся на проблемах армии, считает президентский указ неправовым и «по формальным основаниям, и по смыслу». В интервью Газете.Ру Кривенко заявил: «Общество должно знать о гибели военных, а государство должно тщательно расследовать все обстоятельства гибели военнослужащих. Но при этом указ, даже если и останется и будет действовать, касается скорее чиновников силовых ведомств. Он дает им основания не отвечать на запросы СМИ, ссылаясь на засекреченность данных. Быть помехой родственникам, журналистам, правозащитникам этот указ не может быть, потому что касается только чиновников. Также указ не может лишить солдат неотторжимых права на жизнь и правосудие».
Иван Павлов признался: «Больше всего в судебном заседании меня поразило то, с какой легкостью наши оппоненты заявили, что гибель военнослужащего в мирное время не является чрезвычайным происшествием, а значит, можно засекретить. Ну, знаете, если гибель солдата в армии не считать чрезвычайным происшествием, то наши дела совсем плохи». Адвокат добавил, что истцы будут обжаловать решение в российских судебных инстанциях, включая КС. «Не хотелось бы по этому поводу обращаться в Европейский суд по правам человека, потому что нам пора уже дома научиться такие споры решать», – подчеркнул правозащитник.
Указ президента вышел 28 мая этого года. Он расширил перечень сведений, отнесенных к гостайне. К государственной тайне отнесли «сведения, раскрывающие потери Минобороны России, личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций». Как отмечает РБК, на суде выяснилось, что засекретить потери военных в мирное время президента РФ попросил председатель правительства Дмитрий Медведев. «Уважаемый Владимир Владимирович, представляем на ваше рассмотрение проект указа президента РФ о внесении изменений в перечень сведений, составляющих государственную тайну», – огласил судья письмо Медведева.
Иск в Верховный суд подала группа журналистов, юристов и правозащитников, их интересы представлял Иван Павлов, руководитель фонда свободы информации «Команда 29». Суть иска: засекречивание «потерь личного состава» нарушает конституционное право граждан на поиск информации и закон о СМИ. В возражении Министерства обороны говорится, что уголовной ответственности подлежат лишь непосредственно виновные в ее разглашении, а значит, по версии Минобороны, указ не нарушает закона о СМИ. Однако, по мнению правозащитников, указ президента станет рычагом давления на СМИ, которые ведут расследования по событиям в Донбассе и участию в них российских «отпускников». Также указ призван отбить у родных и близких погибших желание общаться с журналистами или требовать материальных компенсаций у Министерства обороны. Также истцы указывали, что ни в одном российском правовом акте нет определения понятия «специальная операция», что создает правовую неопределенность и угрозу необоснованного уголовного преследования граждан за разглашение информации о потерях.
Разглашение государственной тайны в России подпадает под ст. 283 УК РФ и грозит семью годами колонии. Ст. 275 УК РФ – «Государственная измена» – наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Москва, Зоя Березина
© 2015, РИА «Новый День»