В финансировании выборов в России используются схемы «лихих 90-х» «Голос» нашел «иностранных агентов» среди спонсоров кандидатов в губернаторы
Движение наблюдателей «Голос» обнаружило источники иностранного и бюджетного финансирования кандидатов в губернаторы от парламентских партий на сентябрьских выборах. Доклад обнародован на сайте организации.
По российскому законодательству финансирование избирательных кампаний из иностранных источников и за счет средств бюджетов всех уровней запрещено. Если 30% уставного капитала организации принадлежит иностранным лицам или российским органам власти, то она не может жертвовать в избирательные фонды. Однако для того, чтобы обойти закон, достаточно сделать «прокладку» между российской компанией, пожертвовавшей средства в избирательный фонд, и ее иностранными собственниками в виде еще одного «российского» юридического лица.
«По этой схеме в 2014 году, по сообщениям СМИ, была профинансирована избирательная кампания действующего губернатора Липецкой области Олега Королева, получившего из-за границы 7 млн рублей», – сказано в докладе. Также, пишут эксперты «Голоса», к подобной схеме прибегли финансовые доноры врио омского губернатора Виктора Назарова, избирательный фонд которого получил 3 млн рублей от компании, владеют которой через одно юридическое лицо учредители на Кипре и Британских Виргинских островах.
Аналогичным образом ситуация, по утверждению «Голоса», обстоит в Ростовской и Смоленской областях. Избирательный фонд врио губернатора Ростовской области Василия Голубева получил по этой схеме 2,5 млн рублей, фонд смоленского врио губернатора Алексея Островского – около 1 млн рублей. В 2014 году избирательный фонд губернатора Астраханской области Александра Жилкина по этой же схеме получил порядка 1,5 млн рублей.
«Сведения о юридических лицах, перечислявших средства в избирательные фонды кандидатов в губернаторы, были взяты из официальных публикаций избирательных комиссий субъектов РФ. Для определения собственников компаний использовались данные Единого государственного реестра юридических лиц, а также официальные публикации списков аффилированных лиц акционерных обществ», – говорится в докладе.
Эксперты «Голоса» с сожалением признают: реальное происхождение значительной части пожертвований установить не удалось. «Результаты исследования ясно показывают, что система финансирования избирательных фондов кандидатов в губернаторы является крайне непрозрачной. Используемые партиями и кандидатами финансовые механизмы не позволяют избирателям получить полную информацию о реальных спонсорах людей, вступивших в борьбу за власть», – сказано в докладе.
«Фактически, еще по итогам прошлого года во главе некоторых регионов оказались «иностранные агенты». Судя по сохраняющейся в этом году тенденции, после единого дня голосования 13 сентября число переизбранных губернаторов, чья избирательная кампания была профинансирована иностранными спонсорами, лишь увеличится. Наиболее крупные суммы из-за рубежа получают кандидаты, выдвинутые «Единой Россией», и сама партия власти», – констатируют наблюдатели и подчеркивают, что такая ситуация «нарушает принцип политического нейтралитета государства, принцип равенства кандидатов и, как следствие, искажает реальную конкуренцию на выборах».
По данным «Голоса», к выборам 13 сентября в избирательные фонды кандидатов-единороссов уже поступило 240,6 млн рублей. Это более чем вдвое превышает финансы кандидатов от всех остальных партий – 92,97 млн рублей.
«Кроме того, становится очевидно, что значительная часть финансирования идет по теневым каналам, поскольку легальное ведение избирательной кампании требует значительного увеличения штатов и расходов на содержание штабов», – пишут эксперты. Они добавляют, что подобные схемы финансирования использовались еще в начале 1990-х годов, и сейчас часть кандидатов «активно тиражируют свой финансовый опыт».
«Голос» констатирует, что сегодня необходимо внесение изменений в российское избирательное законодательство, закрывающих брешь для финансирования избирательных фондов со стороны компаний, имеющих иностранных собственников или принадлежащих государству. Кроме того, при публикации данных о жертвователях-юрлицах должна раскрываться информация о конечных собственниках компаний, это же касается и закрытых акционерных обществ.
Москва, Зоя Березина
© 2015, РИА «Новый День»