Госпрограмма по повышению патриотизма до 2020 года дошла до правительства РФ Эксперты раскритиковали амбициозный документ: «Это пустая трата денег»
Проект новой федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» внесен на утверждение правительства России. Документ разработан Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь). Чиновники поставили перед собой амбициозные цели: в течение пяти лет на 8% увеличить долю россиян, «гордящихся своей страной», добиться роста числа призывников в армию на 10%, а также повысить «чувство гордости, глубокого уважения и почитания к символам государства». Для реализации намеченных задач потребуется более 1,85 млрд рублей.
О завершении подготовки госпрограммы патриотического воспитания граждан до 2020 сообщает «Немецкая волна», ссылаясь на источник, близкий к правительству РФ.
В документе говорится о стоящих перед Россией новых угрозах: «обострившейся геополитической ситуации» и «вооруженных конфликтах вблизи границ РФ». Поэтому патриотическое воспитание должно стать «основой для укрепления российской государственности», необходимой, чтобы «повысить уровень готовности граждан к защите национальных интересов», заявляют авторы программы.
В программе также отмечается, что воспитание патриотизма у разных возрастных групп требует разного подхода. Так, среди детей до 6 лет это будет осуществляться через музыку и мультфильмы. Среди школьников – через участие в военно-спортивных клубах. Также предполагается шефство воинских частей над школами, чтобы молодые люди в будущем не уклонялись от службы в армии. Для студентов необходимы патриотические лекции по традиционной культуре, ценностям и истории России, а зрелых граждан следует научить «общественно-полезному труду», «правовой культуре» и «уважению к российским законам».
Подробные шаги по реализации новой программы ее авторы пока не раскрывают. Однако некоторые из них все же попали в прессу. Так, в июле министерство обороны предложило ввести уроки политинформации во всех российских вузах. Заказчики проекта с помощью политтехнологий хотят выработать у молодежи иммунитет к воздействию политтехнологий и тем самым нейтрализовать традиционно протестную среду. Официально это подается, как средство противодействия «цветным революциям». В Росмолодежи в ответ заявили о готовности ввести уроки политинформации в программу «Патриотическое воспитание».
Кроме того, планируется включение в школьные программы праздника «День присоединения Крыма к России». Министр образования и науки Дмитрий Ливанов велел добавить дату воссоединения полуострова с РФ в список главных государственных праздников, которые отмечают в школах – наряду с Днем России, Днем народного единства и Днем Победы. Также Минобр поддержал идею создания нового патриотического телеканала для молодежи.
Эксперты к таким амбициозным планам по повышению патриотизма относятся скептически. «Авторы программы намеренно выбрали критерии, которые невозможно посчитать. Никогда нельзя проверить, сколько сейчас патриотов, это слишком размытое понятие», – пояснил в интервью немецкому изданию президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. По его мнению, это сделано для того, чтобы позднее было легче отчитаться: «Достаточно будет заказать соцопрос о росте патриотических настроений».
Политолог Дмитрий Орешкин сомневается, что россияне в результате станут патриотичнее. По его словам, всерьез подобные проекты никто не воспринимает: «Все это мы уже видели в Советском Союзе, тогда для молодежи проводились такие же бесмысленные патриотические программы. Сегодня же главная задача – освоить бюджет».
В Российском студенческом союзе посетовали на обилие антизападной риторики в госпрограмме, авторы которой указывают на «возведение в ранг государственной политики санкционных мер ряда стран», «попытки дестабилизации обстановки внутри России» и «насаждение массовой зарубежной культуры». Заместитель председателя этой организации Алексей Карпухин полагает, что настоящим проявлением патриотизма было бы предотвращение утечки мозгов из России: «Условия для работы ученых у нас по-прежнему гораздо хуже, чем на Западе. Но об этом сегодня говорят нечасто».
Комментируя предложение о введении уроков политинформации в вузах, Карпухин назвал эту идею «возобновлением советских уроков политинформации и пропагандой». Он убежден, что вузы должны оставаться вне политики: «В СССР было полно подобного лицемерия, но у студентов такие уроки вызывали только раздражение».
Москва, Наталья Аникина
© 2015, РИА «Новый День»