Турция шантажирует Россию газовыми контрактами и строительством АЭС Чтобы изгнать РФ из Сирии и получить экономические преференции
Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Анкара готова пересмотреть газовые контракты с РФ, найдя другого поставщика. И готова отказаться от услуг Москвы в деле строительства АЭС «Аккую». Поводом для заявлений стало случайное нарушение воздушного пространства Турции российской авиацией, действующей в Сирии. Российские пилоты дали Анкаре удобный повод для демарша: сейчас именно Турция выступает основным противником участия Москвы в сирийской войне. Вскоре после начала операции ВКС РФ Анкара стала инициатором антироссийского выступления всех союзников по сирийской коалиции: США, Франции, Великобритании, Катара и Саудовской Аравии. В Кремле оценили попытку Эрдогана использовать авиаинцидент для шантажа и ответили с не меньшим вызовом: районы, пограничные с Турцией, бомбятся для блага самой Турции.
«Россия должна быть чувствительна в этих (газовых) вопросах. Мы являемся покупателем номер один природного газа из России. Потеря Турции будет серьезной потерей для России. При необходимости Турция может покупать природный газ в самых разных местах», – цитирует агентство ПРАЙМ реплику Эрдогана. Президент Турции заметил, что можно пересмотреть и вопрос о строительстве АЭС «Аккую», которую спроектировала и будет строить Россия. «Если русские не построят АЭС «Аккую», кто-то другой придет и построит ее» – пригрозил Эрдоган.
Формальным поводом для этих угроз стало нарушение воздушного пространства Турции российским самолетом Су-30, заходившим на посадку после боевого вылета. Российское Минобороны признало однократное нарушение воздушных границ Турции – в понедельник, 3 октября. Турецкие власти заявляют, что таких эпизодов было, как минимум, два: 3 и 4 октября.
Вице-премьер Турции Тугрул Тюркеш уточнил, что всего было зафиксировано два случая нарушения воздушного пространства Турции российскими самолетами 3 и 4 октября. Россия в связи с этими инцидентами заверила Турцию, что эти инциденты произошли по ошибке. В Минобороны объяснили нарушение воздушных границ погодными условиями.
Инцидент (или инциденты) такого рода происходят из-за того, что российские ВКС часть авиаударов наносят по объектам в пограничной с Турцией провинции Идлиб. «Горный район в провинции Идлиб необходимо очистить от боевиков, и незначительные нарушения границы в ходе бомбометания в сложной местности возможны. Там тесновато для маневра, а летчик прежде всего думает о выполнении поставленной задачи и выходе из зоны», – приводит РИАН пояснения военных экспертов.
Замглавы МИД РФ Сергей Рябков объяснил инциденты особенностями расположения аэродрома, где базируется российская авиация. Пункт базирования российской авиагруппы в Сирии расположен географически так, что заход самолетов на посадку должен осуществляться с севера. Он подчеркнул, что «рельеф местности и геометрия глиссады такова, что в условиях плохой видимости и специфических погодных условий, которые были на тот момент, получилось подобное пересечение зоны контроля Турции за своим воздушным пространством на очень непродолжительный промежуток времени».
«Ничего другого в этом искать смысла нет, и это объяснение, на мой взгляд, исчерпывающее, логичное и объясняющее все, что произошло. Поэтому мы продолжим при необходимости диалог на эту тему с турецкими коллегами, но рассчитываем, что они воспримут ситуацию так, как она сложилась, и воспримут факты такими, какие они есть», – цитирует Рябкова «Коммерсант».
Поначалу, получив от МИД РФ и Минобороны объяснения и заявления, турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу заверил, что эти происшествия не вызовут напряженности в отношениях между странами. Однако вскоре в Анкаре поняли, что летчики ВКС РФ невольно предоставили прекрасный повод для шантажа. Заявления Эрдогана по газовым контрактам и строительству АЭС недвусмысленно продемонстрировало намерения турецкого правительства.
Пограничные инциденты Турция может использовать в разных сферах – и для получения преференций в экономических отношениях с Россией, и на «сирийском фронте» – от выдавливания РФ из региона или ограничения активности российских сил до попыток использовать российскую операцию в своих целях.
Из всех стран-союзников, вмешавшихся в сирийско-иракские конфликты, Турция увязла в этих войнах больше прочих стран, кроме разве что США. Причем, начиная еще со второй иракской войны. Сейчас Анкара негласно спонсирует и обучает боевиков не только из FSA, но и из различных исламистских группировок – «осколков» Аль-Каиды, проводит независимую от Вашингтона политику в отношении курдов и официально выступает против сирийского президента Башара Асада и его сторонников. Заодно турецкие земли стали едва ли не главным «мостом» между охваченным войной регионом и Европой: этим путем в Ирак и Сирию направляются мусульмане для участия в войне (в том числе, на стороне террористического «Исламского государства»). И одновременно Турция является одним из ключевых маршрутов по «доставке» в Европу беженцев. Влияние Турции в сирийско-иракском конфликте трудно переоценить. Потому внезапное появление еще одного игрока, претендующего на проведение независимой политики, не могло не вызвать явного недовольства Анкары. Что турецкие власти и продемонстрировали: «Мы глубоко обеспокоены новостями о том, что Россия вместо позиций ИГИЛ наносит авиаудары по позициям оппозиционеров, в результате чего гибнут мирные жители. Если эта информация достоверна, то очень тревожная. Это станет причиной усугубления кризиса, что в нынешней трагической ситуации в Сирии, где царит хаос, последнее, что нам нужно», – заявлял в ООН министр иностранных дел Турции Феридун Синирлиоглу. Затем Турция встала инициатором ультиматума, который был поставлен Москве государствами-членами коалиции. Семь стран в жестких формулировках общего заявления призвали Россию прекратить поддержку Башара Асада и сосредоточиться на ударах только по «Исламскому государству».
Что касается экономического аспекта, то Анкаре действительно, есть чем надавить на Москву. «Были споры, когда я говорил, что с Украиной нельзя переставать вести разговоры по модернизации труб, нельзя оказаться полностью в руках Турции, сильной самостоятельной страны. Я всегда считал, что лучше через Германию придавить Украину и заставить эти трубы вместе эксплуатировать. Это дешевле и проще», – посетовал после заявления Эрдогана председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачёв в комментариях радиостанции «Говорит Москва». «Я на ваших передачах неоднократно говорил, что с Турцией надо быть очень осторожным. Что она обязательно начнет выкручивать руки, как только одна останется по южному маршруту. Поэтому попытка Турции использовать этот газовый рычаг – очевидная и ожидаемая. Не сейчас, так в другой раз что-нибудь придумали бы», – заявил парламентарий в эфире «Русской службы новостей».
Альтернатива российскому газу у Турции есть – этой весной состоялось торжественное открытие строительства газопровода из Азербайджана, который изначально проектировался (в том числе Брюсселем) как альтернатива проектам Москвы: «Южному потоку», а затем «Турецкому».
В отношении угроз отказаться от услуг России при строительстве атомной электростанции «Аккую» российские эксперты были более оптимистичны, посчитав это блефом. «Там условия не самые лучшие по этому контракту. Это же мы должны за свои деньги построить станцию, потом там ограничение по цене на электричество всё равно будет. Дальше мы должны сами управлять и окупить её. Это такая довольно длинная история. Я не думаю, что прибегут к ним на тех же условиях американцы или французы», – скептически заметил Грачёв.
Реакция Кремля на угрозы Эрдогана оказалась вовсе не смиренной. В ответ на очевидное использование в целях шантажа фактов нарушения воздушных границ, ответ президента оказался весьма глумливым: в Кремле буквально ответили, что это делается для блага самой Турции.
«Эти действия имеют своей целью способствовать сохранению территориальной и политической целостности Сирийской Арабской Республики, внося тем самым вклад в обеспечение стабильности и безопасности в регионе, который, собственно, прилегает к границам Турецкой Республики. В этой связи, безусловно, Россия как раз способствует тому, что у границ Турецкой Республики было бы больше стабильности и больше безопасности», –– заявил сегодня пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, заверив, что Владимир Путин в курсе новых заявлений Эрдогана.
Москва – Анкара, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»