AMP18+

Политика

/

Королевский суд официально объявил Путина и Патрушева заказчиками убийства Литвиненко МИД РФ: «Это вопиющая провокация британских властей». От Лондона ждут высылки дипломатов

Представитель Высокого суда Лондона Роберт Оуэн на заседании британского парламента огласил вердикт по самому знаменитому шпионскому делу десятилетия – об убийстве Александра Литвиненко. Как и ожидалось, суд постановил, что Литвиненко был отравлен Ковтуном и Луговым. Но основной смысл публичного оглашения вердикта в том, что впервые официально было объявлено, что убийство было совершено по указанию ФСБ и с личного одобрения президента Путина и экс-директора ФСБ Патрушева. «Дело закрыто нецивилизованным и нелегитимным образом» – заметили на это в российском МИД: «Лондон хотел закрыть дело Литвиненко с максимальным ущербом для диалога с Москвой».

«Я уверен, что Литвиненко умер, приняв дозу полония-210 в размере 4.4 Гбк с чаем в баре отеля «Миллениум» 1.11.2006 года. Он сделал это не случайно и не с целью совершить самоубийство. Он был преднамеренно отравлен», – говорится в докладе возглавлявшего расследование 71-летнего представителя Высокого суда Лондона Роберта Оуэна, для которого этот процесс стал пиком карьеры.

При этом суд не смог ответить на ключевой вопрос, который интересовал общественность и политиков после десяти лет расследования: как полоний был вывезен из России, как и кто смог провезти его в Европу. «Суд в Великобритании не располагает достаточными доказательствами того, что полоний-210, которым был отравлен Александр Литвиненко, имеет российское происхождение» – все, что смог объявить по этому поводу Роберт Оуэн.

В этом смысле примечательны комментарии британских СМИ: они обвиняют Москву в том, что русские не хотят сами сообщить детали использования и транспортировки радиоактивного вещества, которые не смог выяснить британский суд. «Российское министерство иностранных дел не хочет обсуждать, откуда взялся полоний; они сосредоточены строго на дискредитации расследования как политизированного», – удивилась корреспондент BBC в Москве Сара Рэйнсфорд.

Зато в суде прозвучали главные слова этого события, которого ждали многие западные политики и прочие заинтересованные лица: «Принимая в расчет все свидетельства и экспертизы, доступные мне, я нахожу, что операция ФСБ по убийству Литвиненко была, возможно, одобрена господином Патрушевым, а также президентом Путиным», – говорится в докладе Оуэна (цитируется по публикации Reuters).

По словам судьи, было много причин, по которым Литвиненко стал мишенью. В частности, Оуэн упомянул разоблачения деятельности российских спецслужб, сделанные Александром Литвиненко до его бегства из России, а также его деятельность уже на британской территории, включая отношения с британской разведкой. Назван был и «личный антагонизм» между Литвиненко и Путиным.

«Серьезные политики и эксперты оценят этот доклад как поражение. Всем «медным трубам», которые вещали и обещали доказать виновность конкретных представителей российских спецслужб, остается только развести руками и сказать: ничего не получилось» – оценил этот вывод замглавы думского комитета по международным делам Леонид Калашников.

Но осторожная формулировка бездоказательного заявления официального лица сделали свое дело: заинтересованные персонажи восприняли заявление о возможной причастности Путина и Патрушева как данность, как официальное подтверждение вины первых лиц РФ.

«Я призываю к немедленному выдворению из Великобритании всех оперативных сотрудников российской разведки, работающих на ФСБ (которые убили Сашу) или на другие российские агентства, базирующиеся в посольстве в Лондоне» – сразу после оглашения вердикта заявила вдова Александра Литвиненко.

Марина Литвиненко также призвала к введению визовых и экономических санкций против президента Путина и экс-директора ФСБ, а ныне главы российского СовБеза Николая Патрушева. «Вчера я получила письмо от министра внутренних дел Британии с обещаниями дальнейших действий. Немыслимо, чтобы премьер-министр ничего не сделал в свете изобличительных выводов сэра Роберта Оуэна» – приводит BBC заявление Марины Литвиненко.

«Я считаю, что это очень уместные и справедливые выводы, потому что никто в российской иерархии не посмеет заказать такое убийство без одобрения господина Путина. ...Как вы помните, на смертном одре Саша Литвиненко назвал господина Путина ответственным за его отравление, и теперь это законно установленный факт», – прокомментировал решение лондонского судьи общественный деятель и друг Литвиненко Александр Гольдфарб.

Министр внутренних дел Британии Тереза Мэй во время выступления в палате общин британского парламента сначала с сожалением заметила, что Соединенное Королевство не сможет прервать отношения с Россией – руки связаны «сирийским вопросом». Великобритании все же нужно поддерживать контакты с Россией, хоть и в сдержанной форме. В том числе по таким вопросам, как сирийский конфликт, заметила Мэй. Но при этом глава британского МВД уже объявила предполагаемую личную причастность Путина и Патрушева к убийству Литвиненко как доказанный факт. Это убийство стало вопиющим и неприемлемым нарушением самых основных принципов международного права и цивилизованного поведения, объявила Мэй и пообещала, что ее страна в различных формах выразит глубочайшее недовольство России. И первым это испытает посол РФ.

Также осторожно отреагировал премьер-министр Дэвид Кэмерон. Его секретарь объявила: «Премьер-министр признает важность вовлечения России и сотрудничества с ней там, где это отвечает национальным интересам, а также ограничение нашего взаимодействия с русскими – например, с ФСБ, – где это отвечает нашим интересам». По ее словам, примеры сотрудничества с Москвой включают усилия по окончанию гражданской войны в Сирии и совместные действия против мусульманских террористов и их квазигосударств.

От быстрой публичной реакции на вердикт суда Кэмерон отказался. Его секретарь передала журналистам, что премьер-министру предстоит «тщательно взвесить» необходимость дальнейших мер в ответ на выводы общественного дознания по делу Литвиненко, с учетом «более широкой необходимости в сотрудничестве с Россией по определенным вопросам». При этом ноты осуждения Москвы все же прозвучали: «Вывод о том, что убийство было одобрено на высших уровнях российской власти, крайне тревожны. Любые государства, не говоря уже о постоянных членах Совета Безопасности ООН, так поступать не должны. К сожалению, эти выводы подтверждают, что мы и предыдущие правительства и так предполагали». И возможны меры, в том числе, санкционного характера. По словам пресс-секретаря британского премьера, меры, введенные против России еще в 2007 году в связи с убийством Литвиненко, остаются в силе: «В свете выводов дознания мы рассматриваем варианты дальнейших действий».

Несмотря на осторожные публичные заявления политиков, неофициально сообщается, что реакция властей Великобритании оказалась на деле весьма жесткой. «Источники в правительстве говорят, что дипломаты РФ выдворены, переговоры о визовых правилах остановлены, контакты с российскими спецслужбами прекращены» – сообщает BBC.

Из официальных результатов оглашения вердикта суда пока были объявлены персональные меры против Дмитрия Ковтуна и Андрея Лугового. Министр Тереза Мэй заявила, что правительство заморозит счета исполнителей убийства.

В российском МИД посочувствовали властям Великобритании за то, что те поддались желанию превратить расследование в политический жест.

«Безусловно, нам необходимо время, чтобы подробно изучить содержание данного документа, после этого дадим развёрнутую оценку. Однако мы хотели бы заметить, что российская позиция по данному вопросу остаётся без изменений и хорошо известна. Сожалеем, что чисто уголовное дело было политизировано и омрачило общую атмосферу двусторонних отношений. Очевидно, что решение о приостановлении коронерского расследования и начале публичных слушаний имело ярко выраженную политическую подоплёку. Причина понятна – процесс, вопреки своему названию, не являлся прозрачным ни для российской стороны, ни для общественности, учитывая специфику закрытого рассмотрения материалов под предлогом секретности. С учётом этого не было оснований ожидать, что итоговый доклад политически ангажированного и крайне непрозрачного процесса, подводившегося под заранее определённый, нужный результат, вдруг окажется объективным и беспристрастным», – говорится на сайте МИД РФ в заявлении официального представителя ведомства Марии Захаровой.

Захарова напомнила, что дело «изобиловало секретными материалами и засекреченными свидетелями»: «Мы и раньше говорили, что наши западные коллеги занимаются театром абсурда. Но то, что происходило вокруг так называемого публичного дела Литвиненко, – это уже не театр абсурда, это театр теней... Два свидетеля погибли. Агата Кристи отдыхает».

Посол РФ в Великобритании Александр Яковенко заявил, что постановка вопроса о причастности России к смерти Литвиненко недопустима. Такой подход Лондона – вопиющая провокация британских властей, приводит ТАСС заявление Яковенко. Дальнейших заявлений относительно расследования убийства Литвиненко со стороны Москвы не последует, уверен Яковенко. «Для нас это очень неприятно. Однако вы слышали реакцию со стороны российского МИД, и я не вижу оснований для какой-то дополнительной реакции на это» – пояснил посол Russia Today.

В Следственном комитете РФ назвали процесс фиктивным: «Этот псевдопроцесс изначально был лишен состязательности, было принято единственно верное, на наш взгляд, решение о нецелесообразности участия Следственного комитета России в политически ангажированном процессе так называемого публичного расследования, где итоговое решение принимается на основе неких засекреченных материалов, недоступных не только представителям СК России, но и всей общественности… Виновный был назначен изначально, и под это лишь нужно было просто подогнать некие так называемые засекреченные «факты». То есть абсурдность заключается в самом понятии публичного расследования с закрытыми для общественности фактами, которыми можно манипулировать как угодно».

Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой называл смешными заявления Скотленд-Ярда о его причастности к убийству экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко. «Обвинения в мой адрес абсурдны. Как мы и ожидали, сенсации не произошло! Озвученные сегодня результаты расследования в очередной раз подтверждают антироссийскую позицию Лондона, зашоренность и нежелание англичан установить истинную причину гибели Литвиненко. События 2014 года на Украине, начавшаяся после этого антироссийская истерия и совпавшее с этим возобновление расследования «дела Литвиненко», несмотря на ранее засекреченные данные, лично для меня выглядит жалкой попыткой Лондона использовать «скелет в шкафу» в угоду своим политическим амбициям. Надеюсь, что этот «полониевый процесс» развенчает миф о беспристрастности британского правосудия» – приводит ответ Лугового «Интерфакс».

«Весь процесс превратился в театральный фарс с затянувшимися антрактами! Наши попытки дать исчерпывающие показания – а я подчеркну, что мы всегда были открыты для контакта, – по сути, британской стороне были не нужны» – цитирует Лугового РИАН.

Глава британского МИД Филип Хэммонд подтвердил предположения Лугового о том, что скандальное завершение процесса связано с украинским кризисом. Хэммонд недвусмысленно связал ранее введенные санкции со смертью Литвиненко и процессом по этому делу. «Доказанный факт» причастности первых лиц РФ к убийству Литвиненко министр иностранных дел Соединенного Королевства подал как доказательство того, что Россия угрожает Европе. «Расследование по делу Литвиненко объясняет, почему Великобритания приняла такие жесткие меры против российской угрозы, и мы продолжаем требовать, чтобы виновные предстали перед судом», – написал в «Твиттере» Хэммонд. Другими словами, глава британского МИД указал на то, что публичное оглашение вердикта использовано британскими властями как повод не отменять санкции против России, несмотря на сотрудничество Лондона с Москвой по Сирии и перемирие на Донбассе.

В неофициальных комментариях в МИД РФ также связали внезапное завершение неоконченного расследования с политическими событиями, в том числе с «украинским вопросом». «Решение о приостановке открытого коронерского расследования было принято британским правительством, в частности, министром внутренних дел Терезой Мэй, в разгар обострения наших двусторонних политических отношений на фоне кризиса на Украине и сразу после инцидента с катастрофой малайзийского Boeing. Поэтому трудно рассматривать данное решение британской стороны иначе, как стремление в данном контексте «закрыть» это дело с максимальным ущербом для наших двусторонних отношений и за наш счет» – приводит ТАСС частные пояснения представителей российских властей. Лондон хотел закрыть дело Литвиненко с максимальным ущербом для диалога с Москвой, и потому завершение расследования нецивилизованным и нелегитимным образом не останется без серьезных последствий для отношений Москвы и Лондона.

В Кремле накануне заметили, что руководство РФ не интересует вердикт лондонского суда. «Это не находится сейчас в сфере наших тем, которые представляют для нас интерес. Это расследование, которое происходит в Великобритании, и в данном случае это не тема, которая интересна для нас и находится в нашей повестке» – сообщил накануне пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Реакция российской публики оказалась весьма скептической. В топы трендов российского «Твиттера» интенсивно продвигается хэштэг #ПутинВозможноОдобрил. В публикациях с ним пользователи в основном высмеивают результаты общественного дознания по делу Литвиненко.

«#Путин возможно одобрил кровавую средневековую инквизицию», – пишет один из пользователей.

«#ПутинВозможноОдобрил строительство Звезды Смерти», – вторит ему другой.

Литвиненко умер 23 ноября 2006 года. Сперва медики предполагали, что он был отравлен высокотоксичным ядом таллием, однако позже выяснилось, что смерть наступила в связи с отправлением радиоактивным полонием-210. По версии Скотланд-Ярда, его Литвиненко подмешал в чай депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой (бывший коллега Литвиненко по ФСБ) и бизнесмен Дмитрий Ковтун, который в прошлом был сотрудником ГРУ.

Вдова Литвиненко говорила, что его отравили российские спецслужбы, чтобы заставить его замолчать. В частности, именно Литвиненко впервые озвучил конспирологическую версию о том, что российские спецслужбы организовали взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске, чем, якобы, спровоцировали начало второй чеченской кампании. В книге Александра Литвиненко и Юрия Фельштинского «ФСБ взрывает Россию» утверждается, что ФСБ произвела подрывы жилых домов по указанию Владимира Путина и Николая Патрушева.

Лондон-Москва, Алексей Усов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Европа, Путин Владимир,