Гаагский суд начал расследование войны в Южной Осетии МУС поднял вопрос об этнических чистках грузин в 2008 году
Вскоре после внезапной и ангажированной реанимации «дела Литвиненко» международные инстанции вспомнили об еще одних событиях почти десятилетней давности, в которых участвовала Россия. Прокуратура Международного уголовного суда начала расследование военных преступлений 2008 года в Южной Осетии и Грузии. Прокурор МУС Фату Бенсуда объявила, что изучаются события с 1 июля по 10 октября 2008 года: изгнание тысяч грузин из республики, убийства до 113 мирных грузин, нападения грузинских военнослужащих на миротворцев и гибель как 10 российских миротворцев под огнем грузин, так и смерть двоих грузинских миротворцев в результате артобстрела.
Об официальном начале расследования говорится в релизе на сайте Гаагского суда. После изучения ходатайства и вспомогательных материалов палата постановила, что есть веские основания полагать, что преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС, были совершены в данной ситуации в Грузии», – отмечается заявлении прокуратуры МУС. Среди преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС указаны убийства, насильственное переселение народа, преследования, нападения на гражданское население, нанесение ударов по миротворцам, уничтожение имущества и грабежи. Исходя из формулировок, основное внимание МУС будет сосредоточено на действии осетинских ополченцев и российских военнослужащих.
Прокурор МУС подозревает, что убийства, насильственное переселение грузин проводилось военными Южной Осетии (при возможном участии российских сил). Кроме того, расследование будет касаться намеренных нападений на силы грузинских миротворцев (в этом подозреваются южноосетинские силы) и российских миротворцев (в этом подозревается грузинская армия). Особо отмечено, что из Южной Осетии были выселены до 18.5 тысяч грузин, а их имущество – разграблено.
Прокурор МУС 13 октября 2015 года обратилась в Палату предварительного производства с просьбой дать санкцию на проведение расследования в соответствии со статьей 15 Римского статута. После изучения запроса и дополнительной информации, в том числе от 6300 свидетелей или жертв преступлений, Палата предварительного производства пришла к выводу о том, что имеются достаточные основания полагать, что в контексте вооруженного конфликта 2008 года действительно имели место преступления, попадающие под юрисдикцию суда.
В Палату предварительного производства входят судьи Джойс Алуоч (Кения), Куно Тарфуссер (Италия) и Петер Ковач (Венгрия).
Прокурор МУС Фату Бенсуда отметила, что начало расследования МУС было обусловлено бездействием национальных судов. «МУС не может начать расследование, если дело расследуется или расследовано государством должным образом. И до последнего времени компетентные национальные власти России и Грузии проводили расследования в отношении тех лиц, которые, по-видимому, являлись наиболее ответственными за некоторые из установленных преступлений. Эти расследования велись, несмотря на сложности и задержки. Однако в марте прошлого года соответствующие национальные процедуры в Грузии были остановлены на неопределенное время» – цитирует прокурора ТАСС.
Выводы прокуратуры на данном этапе являются предварительными и сделаны лишь для того, чтобы определить необходимость проведения расследования. Решение о начале расследования не означает наличие убедительных доказательств виновности или невиновности определенных лиц. Запросы о выдаче ордера на арест или направлении приказов о явке в суд в отношении конкретных лиц будут сделаны только если и когда будут собраны доказательства, дающие достаточные основания полагать, что эти лица несут уголовную ответственность за преступления, попадающие под юрисдикцию суда.
Решение о выдаче ордера на арест принимают судьи Палаты предварительного производства в том случае, если имеются разумные основания полагать, что лицо совершило преступление (или преступления), попадающее под юрисдикцию суда, и что арест данного лица представляется необходимым.
Еще в октябре, после того, как прокурор МУС запросила санкцию на начало расследования, российские власти официально усомнились в необходимости проведения трибунала по войне 2008 года и в непредвзятости МУС.
Россия не находится под юрисдикцией Международного уголовного суда, поскольку Москва так и не ратифицировала Римский статут МУС, отметил глава думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий. Депутат напомнил, что события в Южной Осетии 8 августа 2008 года подробным образом были расследованы специальной миссией Евросоюза во главе с Хайди Тальявини.
«Беспристрастность и профессионализм этой миссии не вызывал сомнения ни у кого в мире до этого. И именно ее доклад, обнародованный еще в 2009 году, дал миру правдивую картину того, что произошло в Южной Осетии, что именно грузинский президент Михаил Саакашвили развязал агрессию в Цхинвале, а не Россия напала на «маленькую Грузию», – отметил Слуцкий
Следственный комитет России в 2008 году возбудил уголовное дело по фактам геноцида и массовых убийств граждан России и миротворцев в Южной Осетии, следствие продолжается до сих пор.
Москва, Алексей Усов
© 2016, РИА «Новый День»