Apple и Google встали на защиту privacy мертвого арабского террориста Руководство IT-корпораций вступило в борьбу с ФБР за неприкосновенность данных из iPhone мусульманина, убившего 14 человек
На фоне предвыборной гонки в США и усилившегося противостояния «левых» и «правых» (демократов и республиканцев), эпизод с попыткой властей получить данные с iPhone мертвого преступника стал поводом для крупного скандала, уже вышедшего за пределы США. Корпорации Apple и Google встали на защиту приватности данных пользователей перед контролем спецслужб. Примечательно, что поводом был выбран смартфон мертвого мусульманина-террориста Сеида Фарука, который на пару с женой устроил бойню на рождественской вечеринке в калифорнийском центре помощи инвалидам.
Американский суд обязал Apple разблокировать iPhone мусульманина-террориста, напавшего на рождественскую вечеринку в Сан-Бернардино. От компании потребовали отключить встроенную функцию, которая стирает данные в телефоне после того, как 10 раз неправильно ввести пароль. Ведомство хочет быть уверенным, что информация на устройстве не пострадает. Директор ФБР Джеймс Коми заявил, что его сотрудникам не удалось взломать iPhone даже спустя два месяца попыток. Функция стирания данных после 10 неправильно введенных паролей включается по желанию пользователя в настройках iPhone.
Либеральное руководство Apple немедленно вступилось за право на приватность частных данных мертвого арабского террориста. При этом корпораты ссылаются, на то, что если они уступят требованию «федералов» один раз, то это станет системой. Глава Apple Тим Кук заявил, что будет оспаривать требование ФБР. «Мы всегда делали все, что в наших возможностях и в рамках закона, чтобы помочь ФБР. Но сейчас правительство США просит то, чего у нас нет, и то, что опасно создавать – «лазейку» для взлома iPhone».
Главу «яблочников» поддержали прочие руководители американских IT-корпораций.
Глава Google Сундар Пичаи официально выступил в защиту Apple. Свою позицию Пичаи изложил на своей странице в Twitter.
«Принуждение компаний к созданию средств взлома может угрожать защите конфиденциальной информации пользователей. Мы понимаем, что правоохранительные органы и спецслужбы сталкиваются с серьезными сложностями в области защиты населения от преступности и терроризма. Мы делаем безопасные продукты, чтобы сохранить вашу информацию в безопасности, и даём правоохранительным органам доступ к данным только на основе существующих правовых норм. Но это значительно отличается от того, чтобы требовать от компаний создавать средства взлома пользовательских устройств и данных. Это может стать тревожным прецедентом. Надеюсь на вдумчивую и открытую дискуссию по этому вопросу», – цитирует vc.ru заявление Пичаи.
К бойкоту «федералов» присоединился и основатель WhatsApp Ян Кум: «Я всегда восхищался позицией Кука по вопросу защиты пользовательских данных и не могу не поддержать его высказывание. Мы не должны допустить появления такого опасного прецедента. Сегодня на кону наша свобода и наши права».
Примечательно, что все либералы от IT-бизнеса использовали поводом для демарша личные данные мертвого арабского террориста-мусульманина Сеида Фарука. Фарук и его жена Ташфин Малик в декабре прошлого года устроили бойню на рождественской вечеринке в центре помощи инвалидам. Они заранее подготовились: оставили ребенка бабушке, разместили в здании три бомбы и закрепили взрывные устройства на себе. Арабская семейка дополнила это огнем из личного стрелкового оружия по празднующим ненавистное мусульманам Рождество. В результате – 14 трупов и 21 раненый из числа тех, кто хотел отметить Рождество.
Бойня в Сан-Бернардино сразу получила политический резонанс. Как либералы из IT-отрасли или СМИ, так и «федералы» вместе с властями штата отказались увидеть в нападении на рождественский праздник теракт исламистов. ФБР вообще отказалась квалифицировать это нападение как теракт, ссылаясь на то, что не может отождествить мотивы преступников. «Демократические» СМИ всерьез утверждали, что это было «насилие на работе» – результат ссоры с коллегами. И обсуждали только факт «mass shooting» – массового расстрела, не упоминая его подоплеку.
Только через месяц расследования этот эпизод был официально объявлен актом террора. При этом заметно более толерантные власти Франции и Великобритании аналогичные нападения прошлой осени в Лондоне и Париже сразу объявили терактами.
Проблема заключается в том, что руководство страны и многих штатов, включая президента и его администрацию, а также руководство ФБР, всеми силами стремятся избегать упоминания мусульман в контексте терроризма. Тем более, не-белых мусульман. Ранее «Новый День» приводил пример из должностной инструкции ФБР, где сотрудникам ведомства недвусмысленно запрещалось в публичных заявлениях и даже во внутренней документации связывать эти явления. Эту точку зрения разделяют многие представители демократического лагеря, причем ситуация обостряется началом предвыборной гонки.
В этом контексте руководство Apple вело себя весьма последовательно: сначала они ответили отказом на официальные и неофициальные запросы ФБР на разблокировку смартфона ликвидированного полицией террориста. Затем, получив судебное решение, в Apple собрались оспорить его, заодно раздув медиаскандал на тему защиты конфиденциальности данных. Правда, представители IT-корпораций предпочли умолчать о том, что уже давно и плодотворно сотрудничают со спецслужбами в деле слежки за пользователями. И те же владельцы iPhone никак не застрахованы от того, чтобы спецслужбы могли получать их личные данные. Недавний скандал «the Fappening» со взломом iСloud сотен американских знаменитостей недвусмысленно указал на эту проблему. Но представители Apple, Google и WhatsApp предпочли акцентировать внимание общества именно на privacy мусульманина-террориста, который выступал против того, чтобы американцы могли отмечать христианские религиозные праздники.
Разумеется, другие «левые» силы тут же подержали идеологический демарш американских корпоратов в политических целях. Например, получивший убежище в России Эдвард Сноуден объявил, что ФБР стремится получить доступ ко всем устройствам iPhone, находящимся в обращении. «Это самое важное за десятилетие дело, касающееся технологий... Те технологические модификации, которых требует ФБР, сделают возможным взлом iPhone модели 5С или старше в течение получаса... ФБР создает мир, в котором граждане полагаются на Apple в том, что касается защиты их прав, а не наоборот» – приводит Lenta.ru цитаты из твиттера Сноудена.
Пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест недвусмысленно указал на то, что кампания вокруг iPhone мертвого террориста искусственно раздута: «ФБР и Минюст не просят, чтобы корпорация Apple глобально изменила свою продукцию или создала в ней «лазейку». Они запрашивают сведения, которые могут помочь в расследовании теракта в Калифорнии, и вопрос касается только одного устройства... Эту работу должны выполнить независимые профессионалы из правоохранительных органов».
Лос-Анджелес, Алексей Усов
© 2016, РИА «Новый День»