Ингушетия против воссоединения с Чечней
Спикер парламента Ингушетии Махмуд Сакалов считает объединение с Чечней нежелательным. «Любые вопросы объединения, слияния, соединения должны решаться на референдуме, – сказал председатель парламента Ингушетии Махмуд Сакалов, комментируя заявление своего чеченского коллеги Дуквахи Адурахманова о необходимости создания на юге России нового субъекта федерации путем слияния Чечни, Ингушетии и Дагестана. «По таким вопросам, прежде всего, инициатива должна исходить от самого народа. Мы живем в жестком правовом поле, и любые вопросы объединения без учета мнения народов не будут ставиться», – подчеркнул спикер ингушского парламента в интервью ИТАР-ТАСС. Сакалов напомнил, что в 1989 году 99 процентов жителей Ингушетии высказались за создание Ингушской Республики как отдельного субъекта в составе Российской Федерации: «10 марта 2003 года президентом Ингушетии и покойным президентом Чечни Ахмад-хаджи Кадыровым был подписан протокол, где вопросы границ между двумя республиками – Ингушетией и Чечней – оговорены».
Напомним, что в понедельник спикер чеченского парламента Дукваха Абдурахманов выступил с инициативой воссоединения Чечни и Ингушетии в единый субъект. Абдурахманов назвал исторической ошибкой ликвидацию Чечено-Ингушской АССР в 90-х годах прошлого столетия. «Я твердо убежден в том, что это грубая историческая ошибка, совершенная в угоду амбициозным корыстным интересам отдельных политиков Чечено-Ингушетии и тогдашней властной элиты Москвы», – заявил Абдурахманов «Интерфаксу». По его мнению, воссоединение «навсегда искоренит возможные очаги напряженности» в регионе, позволит урегулировать оставшийся нерешенным после распада Чечено-Ингушетии вопрос установления административной границы между двумя республиками и юрисдикции Сунженского района. При этом чеченский спикер не исключает, что в будущем к новому субъекту мог бы присоединиться Дагестан.
С Абдурахмановым согласен и президент Чечни Алу Алханов: «Я не думаю, что этот вопрос сегодня стоит так остро, но в любом случае объединение для братских народов, какими являются чеченцы и ингуши, будет во всех смыслах только на пользу».
Эксперты расценили заявление Абдурахманова, который никогда не был самостоятельным деятелем, как некий «пробный камень», запущенный премьер-министром Рамзаном Кадыровым и его покровителями в Москве, пишет издание «Газета». Тем самым кремлевские адепты федеративной реформы в пользу укрупнений оказались в щекотливом положении: с одной стороны, идея Абдурахманова и Кадырова лежит в русле общей стратегии центра в регионах, с другой – совпадает с намерениями непримиримых боевиков. Отметим, что идею объединения Чечни и Дагестана вынашивали лидеры чеченских сепаратистов. В 1997 году по инициативе Мовлади Удугова – министра информации и печати в правительстве сепаратистов – был проведен «учредительный съезд исламских наций Чечни и Дагестана». Удугов и другой идеолог сепаратизма, преемник Дудаева Зелимхан Яндарбиев выступали с проектом создания халифата от Черного до Каспийского морей, базой для которого должно было стать исламское государство Дагестана и Чечни.
В полпредстве в ЮФО заявление Абдурахманова восприняли не без удивления. «Пока никакие объединительные инициативы нами не рассматриваются, – заявили в аппарате полпредства. – Более того, совсем недавно Дмитрий Козак недвусмысленно заявил об их неактуальности». 15 апреля Козак опроверг слухи об объединении Краснодарского края с Адыгеей, заявив: «Я не считаю, что на юге России есть хотя бы один субъект, где эта задача стоит в качестве первоочередной».
Судя по реакции источников «Газеты» на Старой площади, в федеральном центре к словам Абдурахманова (то есть Кадырова) отнеслись без должного внимания. Северный Кавказ не столь важен в плане укрупнений, так как управляемость здесь традиционно достигается силовыми методами, а не административными, отмечает издание.
Любопытно при этом, что сами чеченцы совершенно равнодушны к перспективе укрупниться. «Большинство народа поддержит Абдурахманова, – сказал «Газете» оппозиционный деятель Руслан Мартагов. – Ведь будет решена проблема Ауховского района, который в Дагестане называют Хасавюртовским. Многие начнут присматривать земельные участки на каспийском побережье для летних дач. Вот только с нами сливаться никто не хочет».
Напомним, что Чечня и Ингушетия были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область 15 января 1934 года. 5 декабря 1936 года она стала Чечено-Ингушской АССР. В феврале 1944 года автономию расформировали, в марте Чечня получила статус Грозненского округа, а через несколько месяцев – Грозненской области, которая вошла в состав Ставропольского края. В свою очередь, Ингушетия стала частью Северо-Осетинской АССР в качестве Назранского района. 9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, однако ее Пригородный район отошел к Северной Осетии. 15 мая 1991 года автономия переименована в Чечено-Ингушскую республику. 1 октября 1991 года решением Верховного совета РСФСР данное образование было вновь разделено на Чеченскую и Ингушскую Республики.
Ссылка по теме:
Чечня хочет объединиться с Ингушетией и Дагестаном >>>
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».