Законопроект об ограничении полномочий мэров отложен до осени
Рассмотрение Госдумой в первом чтении законопроекта, позволяющего губернаторам ограничивать полномочия мэров столиц субъектов федерации, отложено по крайней мере до осени. Как пишет в понедельник «Коммерсантъ», в отсрочке оказались заинтересованы как противники муниципальной вертикали, так и ее сторонники.
Перенос на осень поправок в законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления», можно считать первым аппаратным поражением главы администрации президента Сергея Собянина. Именно он стал одним из главных инициаторов этого законопроекта. Однако рассмотрение поправок, внесенных в Думу от имени единороссов Владимира Мокрого, Владимира Жидких и Алексея Огонькова, еще в начале апреля, застопорилось.
Обычно подготовка подобных инициатив занимает не больше месяца, после чего профильный комитет выносит проект на рассмотрение пленарного заседания. Но против данных поправок, по информации источника в правительстве, выступили единым фронтом Минэкономразвития, Минфин, Минюст и Минрегионразвития, потребовавшие «существенно его доработать».
В результате, по словам правительственного чиновника, законопроект «по рекомендации с самого верха отложен в лучшем случае до осени».
Правда, депутат Мокрый сообщил, что ни мнения правительства, ни отзыва из Кремля документ пока не получал. Но подтвердил, что в весеннюю сессию «законопроект вряд ли будет вынесен на пленарное заседание», так как «вопрос сложный, и пока комитет изучает экспертные оценки, мнения регионов и муниципалов».
По мнению парламентария, депутатам, прежде чем рассматривать проект в первом чтении, надо понять, «что такое временный характер изъятия полномочий, какие органы госвласти субъектов РФ будут их выполнять и на какие средства», а также подумать, «не расширить ли это право на все муниципальные образования», чтобы «ответственность перед людьми была одинаковой и у региональных, и у местных властей».
Впрочем, факт переноса рассмотрения поправок еще не означает отказа от самой идеи продления вертикали власти до муниципального уровня, давно лоббируемой многими влиятельными губернаторами. Просто в настоящий момент интересы ее сторонников и противников временно совпали, поскольку и тем, и другим для достижения своих целей требуется передышка.
Отметим, что идея продления вертикали власти до муниципального уровня давно лоббируется многими главами регионов. Некоторые субъекты РФ, приславшие свои отзывы в Госдуму, заступаться за мэров не пожелали. Двадцать из них поправки одобрили, а глава Нижегородской области Валерий Шанцев даже предложил еще сильнее закрепить зависимость мэров от губернаторов, разрешив изымать у городов полномочия без оформления этого региональным законом, пишет «Ъ». Не поддержали документ лишь три субъекта РФ, в том числе законодательное собрание Ульяновской области, которое в своем отзыве заявило, что «поправки нарушают сущность местного самоуправления, Конституцию РФ и Европейскую хартию местного самоуправления».
Однако у муниципалов в Кремле есть и влиятельные защитники в лице автора муниципальной реформы, полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака и главы межведомственной комиссии по вопросам местного самоуправления, помощника президента Игоря Шувалова.
Резкую критику нынешние «антимэрские» поправки вызвали и в Общественной палате. Глава ее комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев назвал законопроект единороссов «чрезвычайно вредным». Общественная палата, по словам Глазычева, намерена «провести тщательную экспертизу проекта, как только официально получит его из Думы».
Кроме того, перенос рассмотрения поправок позволит их сторонникам уточнить еще один важный вопрос – о финансировании полномочий, забираемых регионами у муниципалитетов. Ведь передача отдельных муниципальных полномочий региональным органам власти потребует и перераспределения финансовых потоков, закрепленных Бюджетным и Налоговым кодексами за местным самоуправлением, и, следовательно, внесения соответствующих поправок в упомянутые документы. Но таких поправок законопроект единороссов в его первоначальном виде попросту не предусматривает.
Противникам же продления властной вертикали на муниципальный уровень придется, по-видимому, упирать лишь на то, что в результате этого некоторые губернаторы могут не только резко повысить свой политический вес, но и укрепить свою финансовую самостоятельность. Это может сделать этих региональных лидеров слишком независимыми от федерального центра, что особенно опасно для Кремля в преддверии федеральных выборов 2007-2008 годов.
Справка.
Законопроект, ограничивающий полномочии мэров, разрешает регионам «временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, в целях обеспечения единства их систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры». Если закон вступит в силу, губернаторы смогут при необходимости отбирать у глав региональных столиц более 10 важнейших полномочий, включая организацию тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, строительство и содержание автодорог и мостов, транспортные услуги, установление правил землепользования и застройки, контроль за использованием земель.
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».