Президентская рокировка: Путин берет на вооружение опыт Брежнева
Совет Федерации сегодня утвердил бывшего министра юстиции Юрия Чайку генеральным прокурором России. Предшественник Чайки на этом посту Владимир Устинов указом президента РФ от 23 июня назначен министром юстиции.
Выступая перед сенаторами Чайка рассказал, какой он видит свою деятельность на новом посту. Новый генпрокурор заявил, что в его ведомстве не будет «охоты на ведьм», но будут изменения. «Нам не нужна революция, нам нужна эволюция», – отметил новый генпрокурор.
«Считал бы необходимым сконцентрировать главные усилия на шести основных направлениях. Это правозащитная функция прокуратуры, сопровождение реализации приоритетных национальных проектов, повышение координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью и усиление законности при проведении следствия и дознания, борьба с коррупцией, углубление международно-правового сотрудничества, проведение политики прозрачности и открытости в деятельности прокуратуры», – подчеркнул Юрий Чайка.
Тем временем политологи и политики размышляют, что бы значила рокировка, проведенная президентом Путиным.
Рокировка руководителей двух федеральных ведомств Юрия Чайки и Владимира Устинова – это «прием, которым часто пользовались руководители в Советском Союзе», и нынешний глава государства «демонстрирует новое как давно забытое старое». Такое мнение выразил бывший сенатор от Калининградской области Валерий Устюгов, проработавший 7 лет районным прокурором Калининграда, передает ИА REGNUM.
«Раньше большие начальники не исчезали сами по себе, секретарь обкома становился замминистра либо замминистр назначался секретарем обкома, либо чиновники перекочевывали из министерства в министерства», – добавил Устюгов.
По его мнению, «мы просто видим, как все возвращается на круги своя», сообщает
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что назначение Владимира Устинова министром юстиции РФ свидетельствует об усилении роли Минюста и выстраивании российской системы юстиции по американскому варианту.
«Назначение Владимира Устинова министром юстиции означает, что будет выстраиваться американская система юстиции. Это усиление роли Минюста, подконтрольного, в конечном счете, президенту РФ», – сказал политолог «Интерфаксу».
Директор института политических исследований Сергей Марков полагает, что назначение Владимира Устинова главой Минюста, а Юрия Чайки – генеральным прокурором свидетельствует о снижении политической роли прокуратуры. «Это значит уменьшение политической роли прокуратуры и прекращение ее политической полуавтономии», – сказал Марков «Интерфаксу».
Переход Владимира Устинова из прокуратуры в Минюст ослабляет позиции заместителя руководителя администрации президента РФ, помощника президента Игоря Сечина и его группировки, полагает политолог Станислав Белковский. «Сечин теряет Генпрокуратуру в качестве оперативного инструмента решения политико-коммерческих проблем», – пояснил Белковский в интервью ИА «Росбалт».
Новая должность Устинова, по словам политолога, отвечает трем критериям. Она, во-первых, достаточно почетная и высокая, так что «ветеран кремлевской корпорации обижаться не должен». Во-вторых, она не связана с реальной властью и «не позволит Устинову вмешиваться в масштабные политические и финансовые конфликты», и, в третьих, не публичная.
«Ни для кого не секрет, что Устинов раздражал кремлевскую администрацию излишним тяготением к пиар-акциям», – заметил политолог.
Представители правозащитных организаций назвали назначение Устинова министром юстиции неожиданным. «Такая вот рокировочка, – сказала «Интерфаксу» глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. – Даже не знаю, что комментировать. Зачем одного ставить на место другого – мне непонятно».
А вице-спикер Госдумы от фракции ЛДПР Владимир Жириновский положительно оценивает кадровую рокировку с назначением Юрия Чайки генпрокурором РФ, а Владимира Устинова – министром юстиции. «Считаю, решение правильное – оба юриста очень высокой квалификации, имеют большой опыт, и оба могут считать себя членами команды Владимира Путина», – заявил Жириновский «Интерфаксу». Он считает, что от такой перестановки выиграли все – и Устинов, и Чайка, и страна в целом.
Жириновский отметил, что одним из основных принципов успешной работы чиновников высшей категории является периодическое передвижение их по горизонтали. «Их надо периодически передвигать, потому что человек в любом случае обрастает на своем посту различными связями и это ему мешает в работе», – сказал Жириновский. Что касается Устинова, то, по утверждению вице-спикера, «он останется с хорошей репутацией».
Чайка и Устинов получили равнозначные должности, считает глава конституционного комитета Совета Федерации Юрий Шарандин. «Президент страны как сказал, так и сделал», – заявил он. Подобные перемещения, по мнению сенатора, «идут на пользу делу, так как дают возможность посмотреть со стороны на свою предыдущую работу. А со стороны всегда виднее».
Шарандин также считает, что Устинову «достается неплохое наследство, так как Чайка на посту главы Минюста значительно улучшил работу и поднял авторитет этого ведомства». Новому министру остается «сохранить и развить накопленное», добавил глава комитета.
Характеристику того хозяйства, которое достается Чайке, сенатор давать отказался, отметив, что сделать «определение в данном случае трудно, так как Генпрокуратура – ведомство разноплановое и разноуровневое».
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».