Литва пригрозила отрезать Калининград от России
Литовский МИД предупредил посольство РФ в Литве, что в ответ на ремонт нефтепровода «Дружба», заблокировавший поставки нефти на НПЗ Mazeikiu nafta, в стране может быть предпринят ремонт железной дороги на Калининград, пишет в понедельник газета «Коммерсантъ». Это повлечет за собой ограничение пассажирских и грузовых перевозок, в том числе и военных, сообщает газета «Время новостей».
Хотя официальный Вильнюс не подтверждает «ремонтную войну», вероятность того, что Россия столкнется с ограничением транзита грузов, в том числе военных, в Калининград, велика, отмечает издание.
О возможности проведения ремонтных работ на объектах литовской железнодорожной компании Lietuvos gelezinkeliai временному поверенному посольства РФ в Вильнюсе Дмитрию Цветкову сообщил секретарь МИД Литвы Альбинас Янушка на состоявшейся в пятницу встрече. Янушка достаточно прозрачно намекнул своему коллеге, что Литва «пристально наблюдает» за ситуацией с поставками нефти на Mazeikiu nafta (MN) и ремонтом участка трубопровода «Дружба» недалеко от границы РФ и Белоруссии. Напомним, что 29 июля произошла авария в системе нефтепроводов «Дружба» на участке Унеча-Полоцк недалеко от границы РФ и Белоруссии, в результате чего поставки нефти на литовский нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu nafta были прекращены. По словам чиновника литовского МИДа, Литва надеется, что ремонт на трубопроводе «вскоре закончится» – в противном случае может начаться ремонт железной дороги на отрезке между белорусско-литовской и литовско-российской границами.
Напомним, глава «Транснефти» Семен Вайншток в августе говорил, что 40-летний трубопровод, возможно, не подлежит восстановлению, а Росприроднадзор объявлял его опасным для эксплуатации. Литовская же сторона усматривает в ситуации политическую подоплеку. Затягивание ремонта (Янушка называет его «так называемый ремонт»), по ее версии, является местью за продажу MN польской PKN Orlen – на НПЗ претендовали российские компании. В августе премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас заявил, что «политических» черт в длительном ремонте «Дружбы» «становится все больше».
В правительстве Калининградской области не извещены о возможных ремонтных работах и ограничении транзита в Калининград, заявил вице-премьер областного правительства Юрий Шалимов. Гендиректор госпредприятия Lietuvos gelezinkeliai Стасис Дайлидка отрицает проведение «комплексных ремонтных работ» и говорит, что о них клиенты извещаются заблаговременно. Однако ограничения могут быть неожиданными в случае аварии на дороге.
Пострадать от возможных ограничений на транзит могут пользователи российских портов в Калининграде и военные перевозки, отмечает «Коммерсантъ». Сейчас военный транзит России в Калининградскую область проводится по правилам, установленным в отношении перевозки опасных грузов, – в случае ремонта пути транспорт именно опасных грузов ограничивается в первую очередь.
Несмотря на то что Россия не раз ставила вопрос о заключении с Литвой нового межгосударственного соглашения о военном транзите, Литва на подписание такого документа не пошла и продлевает договор о транзите раз в год, пишет «Ъ». Отметим, настоящий «военный транзит» в законах Литвы требует спецразрешений сейма страны и посредничества ООН или другой организации, в которую вступила Литва, например НАТО, что делает этот порядок для России неприемлемым политически.
Москва, Ольга Панфилова
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».