Путин удивил западных политологов
В субботу президент РФ Владимир Путин встретился с иностранными политологами – участниками дискуссионного клуба «Валдай». Эта встреча ознаменовалась неожиданными заявлениями со стороны главы российского государства. Путин призвал Россию отказаться от статуса «ядерной сверхдержавы» и раскритиковал модный в последнее время термин «суверенная демократия», введенный в оборот замглавой президентской администрации Владиславом Сурковым, пишет «Газета.Ru». А также вновь обвинил Европу и США в использовании двойных стандартов в международных делах и нежелании учитывать российские интересы, отмечает «Ъ».
Закрытая встреча состоялась в субботу в резиденции в Ново-Огарево. Это уже третья встреча Путина с экспертами-советологами и русистами в таком формате. Международный дискуссионный клуб был организован в 2004 году, тогда же состоялось и его первое заседание. В заседаниях принимают участие зарубежные специалисты по России, отдельные российские политологи, журналисты, общественные и политические деятели. Впервые Путин встретился с членами клуба в сентябре 2004 года в своей подмосковной резиденции Ново-Огарево. В сентябре 2005 года президент, также в течение трех часов, отвечал на интересовавшие иностранных политологов и журналистов вопросы.
Как и на предыдущей встрече с «Валдаем» президент РФ заявил об отсутствии желания идти на третий срок. Вместе с тем Путин ушел от ответа на вопрос, кого он видит своим преемником и чем он займется после 2008 года, но дал понять, что не намерен вступать в какую-либо партию, пишет «Коммерсантъ». Президент назвал три основные проблемы, с которыми столкнется его преемник: коррупция, недиверсифицированная экономика и демографический спад. Основными же достижениями своего правления он считает восстановление целостности России, экономический рост и начавшееся решение социальных проблем.
Комментируя журналистам итоги встречи с российским лидером, политологи не скрывали своей растерянности: Путин перечеркнул три основных постулата, на которых базировалась кремлевская политика все последние годы, пишет «Газета.Ru».
Наиболее симптоматичным в этом плане стал отказ президента от статуса «ядерной сверхдержавы». «На встрече прозвучал очень важный тезис, с которым я абсолютно согласен, что России нужно отказаться от звания «ядерная супердержава», – рассказал после встречи директор российских и евразийских программ Института мировой безопасности Николай Злобин. – Нет этого, есть богатая страна с богатыми запасами нефти». Путин заявил, что Россия не ищет роли сверхдержавы, подтвердил слова своего коллеги политолог Жорж Соколофф. «Россия не ищет роли сверхдержавы, а главным образом речь идет о том, чтобы использовать нефть, энергию для модернизации и диверсификации российской экономики», – процитировал Соколофф слова Путина.
«Своими словами Путин фактически предварил естественный упадок ядерного потенциала России, вывод из строя части стратегических ракетных комплексов наземного и морского базирования и отсутствие потенциала для их замены, – заявил изданию «Газета» вице-президент Академии геополитических проблем генерал в отставке Леонид Ивашов. – Старые системы доживают свой век, особенно такие ракеты, как «Воевода» (на Западе их называют «Сатана») и «Тополь». Новые равнозначные комплексы не создаются. Когда уверенность у американцев в том, что Россия не сможет нанести ответный удар, окрепнет, они смогут диктовать на правах ядерного монополиста свои условия и в экономике, и в мировой политике».
По словам бывшего начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерала Виктора Есина, система ПРО США не будет способна ослабить эффективность российских стратегических сил до 2020 года (от более дальнего прогноза он воздержался).
Из сказанного выходит, что отказ от статуса «сверхдержавы с боеголовками» в обозримой перспективе – это вынужденный выбор, а не экономический прагматизм, как посчитали многие из участников встречи в Ново-Огарево.
Стоит отметить, что официальный сайт президента до сих пор не привел полную стенограмму почти трехчасовой беседы Путина с экспертами, ограничившись сообщением о том, что «президент высказал свое мнение по целому ряду ключевых проблем внутренней и внешней политики России, однако со слов участников встречи стало известно, что президентской критике подвергся не только статус «сверхдержавы».
Еще одной неожиданностью стала критика президентом термина «суверенная демократия». «Это занятие политологов, – заявил российский лидер в ответ на просьбу объяснить смысл данного словосочетания. – Я им не мешаю». При этом президент подчеркнул, что термины «суверенитет» и «демократия» все же принадлежат двум разным сферам. Совсем недавно «суверенную демократию» раскритиковал и вице-премьер Дмитрий Медведев, первым поставивший под сомнение разумность подобной трактовки государственной идеологии. Таким образом, Владимир Путин неожиданно отказался от двух ключевых понятий, с помощью которых на протяжении последнего времени околокремлевские политики и политологи описывали курс путинской России, отмечает «Ъ».
Отвлекаясь от вопросов внутренней политики, президент привычно критиковал Запад за двойные стандарты. «Только дураки отказываются понимать, что ситуации в Косово, Южной Осетии и Абхазии имеют схожую подоплеку», – привел слова президента Александр Рар из Германского совета. Затрагивая тему вступления России в ВТО, Путин выразил сожаление по поводу нежелания США идти на компромисс по этому вопросу. «Неожиданным для нас был огромный комплимент в сторону президента Ющенко, – сообщил Николай Злобин. – В первый раз Владимир Путин сказал, что тот оказался мудрым политиком, который принял стратегическое решение в отношении газовых отношений с Россией». Развивая тему энергетики, президент отдельно отметил улучшающиеся связи России с азиатскими странами. «У нас никогда не было таких крепких отношений с Китаем, – приводит слова Путина Александр Рар, – и никто не ожидал столь динамичного развития Шанхайской организации сотрудничества».
При этом президент отдельно подчеркнул, что столь плодотворно сотрудничать с Евросоюзом у России не получается, поскольку Европа, опасаясь конкуренции с Россией, не пускает ее на свои рынки.
Что касается Ирана, то президент считает введение санкций преждевременным и призывает к дипломатическому решению, соглашаясь, впрочем, что призывы к уничтожению Израиля ухудшили переговорные позиции Тегерана. Владимир Путин говорил о «тонкой линии, которую сложно отследить», отделяющей мирную ядерную энергетику от военной, пишет «Коммерсантъ».
Эксперты, участвовавшие во встрече, отмечают, что Путину практически не задавали вопросов о ситуации с демократией и политическими свободами в России. «На этот раз звучало меньше неудобных вопросов», – говорит советолог Маршал Голдман. Другой собеседник президента заметил: «У меня сложилось ощущение, что эра Путина заканчивается». Об этом пишет «Ъ».
Москва, Ольга Панфилова
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».