Германия будет «приближать» Европейский Союз к России
В конце 2006 года Польша так и не сняла свое вето на начало переговоров о заключении всеобъемлющего Соглашения о партнерстве между Российской Федерацией и Европейским Союзом.
Как пишет политический обозреватель Национальной информационной службы Страна.РУ Иван Преображенский, с 1 января председательство в Евросоюзе перешло к Германии – главному торговому и политическому европейскому партнеру России.
Берлин, крайне раздраженный агрессивными действиями польских лидеров братьев Качиньских в отношении соседних стран, в том числе и Германии, намерен любыми доступными средствами добиваться отмены вето Варшавы на начало переговоров с Россией.
Кроме того, Германия будет стремиться реализовать концепцию «новой восточной политики ЕС», в которой России отводится одна из ключевых позиций.
Как напомнил главный научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Игорь Максимычев, основным вопросом отношений с Евросоюзом является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было заключено в 1994 году.
«С тех пор и мир, и Европа, включая и Евросоюз, и Россию, очень сильно изменились. И понятно, что тот текст, который был принят 12 лет назад, уже не соответствует нынешней обстановке, нынешним интересам, уровню, в конце концов, партнеров.
Поэтому это будет, пожалуй, главным вопросом в сфере наших отношений с Евросоюзом. Но Германия не только председательствует в Евросоюзе в первой половине 2007 года, а ведь еще в течение всего 2007 года будет председательствовать в G-8», – объяснил складывающуюся в новом году ситуацию эксперт.
В то же время, германские эксперты полагают, что действия Берлина действительно можно предсказать – но лишь в общих чертах. В действительности же федеральный канцлер Ангела Меркель и глава МИД ФРГ г-н Штайнмайер делают только пробные шаги для реализации концепции, достаточно давно разрабатывавшейся в недрах германского внешнеполитического ведомства.
«Действительно, Германия хочет подтолкнуть ЕС в сторону Востока, бывшего советского пространства. Складывалось впечатление, что ЕС в последние годы бросал Россию в плане сотрудничества в тот же самый котел, что и Марокко. Складывалось впечатление, что Евросоюз перестал рассматривать весь континент как Европу, сосредоточившись на «Европе – Европейском союзе».
Именно Германия попытается в ходе своего президентства изменить это соотношение, объяснить своим партнерам: извините, но на юге Европы нет, а на востоке – есть, там есть наши партнеры, часть Европы, давайте с ними работать. Это стратегия «политика соседства плюс».
Но как это будет выглядеть на деле, трудно предположить», – считает директор Центра Кербера по программам в России и странах СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар.
Главная же проблема, которая мешает Евросоюзу, пусть даже во главе с Германией, налаживать отношения с Россией, находится внутри самого ЕС.
Ее эксперты определяют как «системную сложность» либо даже «системный кризис» этой организации, окончательно оформившийся после принятия десяти восточноевропейских государств и отказа от общеевропейской конституции.
В частности, по словам Сергея Караганова, председателя Совета по внешней и оборонной политике, «нынешнюю ситуацию, естественно, можно считать примером системного кризиса в ЕС, который сейчас, из-за своего расширения и усложнения принятия решений вынужден проводить внешнюю политику по низшему общему знаменателю».
«Эта проблема встала уже давно, когда Евросоюз потерял цель к существованию, помимо расширения самого себя, попытался создать единую внешнюю политику и пошел по пути интеграции политических решений дальше, чем это позволяла нынешняя структура организации.
Затем кризис лишь обострился из-за расширения Евросоюза и непринятия общеевропейской конституции. ЕС на глазах теряет эффективность как политический и внешнеполитический партнер.
И хотя пока об «откате назад» в Евросоюзе речь не ведется, очень многие эксперты такую необходимость признают. Проблема заключается в том, что такой откат будет означать отказ от принятого ранее курса и необходимость признания ошибочности некоторых крупных или стратегических шагов в прошлом», – уверен Сергей Караганов.
В свою очередь, первый заместитель директора Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что это все же «не системный кризис, а системная сложность».
По словам эксперта, «со стороны Евросоюза есть проблемы, связанные с тем, как сформулировать проблемы сотрудничества с Москвой». Тем не менее, «польское вето не мешает России и ЕС начать обсуждение по очень многим конкретным темам нового Соглашения, начать пути сближения позиций по вопросу энергетического сотрудничества».
Тем более что большинство аналитиков, и в их числе директор Центра Кербера по программам в России и странах СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар, полагают, что сложность с польским вето неизбежно будет преодолена.
«Польше очень четко сейчас объясняют или уже объяснили, что блокада принятия консенсусного решения, которое уже было согласовано с 24 другими странами и имеет стратегическое значение для всего Европейского союза, невыгодна для Варшавы. Это может привести к тому, что она не получит поддержки по другим вопросам, при решении которых Польше понадобится поддержка Евросоюза.
У ЕС есть очень сильный рычаг. Варшава по-прежнему зависит от крупных дотаций со стороны Европейского союза. Германия в этом году готова была выдать дополнительные суммы для поддержки польской экономики. За что, кстати, госпожу Меркель внутри страны достаточно сильно критиковали.
Теперь же Польша не может ожидать, что ей пойдут навстречу в ключевых вопросах, раз она блокирует решение такой стратегической проблемы», – полагает германский эксперт.
Такое давление неизбежно даже несмотря на то, что Варшава, как отмечает ведущий научный сотрудник Института мировых экономических и международных отношений Ирина Кобринская, пользуется популистскими приемами, чтобы привлечь на свою сторону страны Евросоюза, «говорит о том, что Москва должна подписать Энергетическую хартию».
Обмануть «старую Европу» Варшаве не удастся. Связано это как раз с предстоящим германским председательством.
По словам директора Центра германских исследований Института Европы РАН Владислава Белова, «Германия – это та страна, которая старается учесть в сложной матрице интересов то стратегическое место, которое занимает Россия по отношению как к ней самой, так и по отношению к ЕС».
«Берлин действительно понимает всю сложность взаимоотношений между Россией и Европой в целом в рамках, скажем так, необходимости соблюдения баланса интересов в энергетической сфере.
Конечно, восток Европы – это, в первую очередь, Польша, а также Латвия, Литва, Эстония – будет пытаться разыгрывать карту маленьких стран с точки зрения равноправия в рамках ЕС.
Вследствие чего Германии придется продолжать играть роль неявного посредника», – считает директор Центра германских исследований Института Европы РАН.
В итоге, полагает он, «по новому договору о стратегическом партнерстве, Евросоюз может получить именно регулируемый, но не свободный доступ к российской трубопроводной сети», начав сотрудничать с Россией «в освоении месторождений углеводородного сырья не в виде компенсаций, а в форме взаимовыгодной кооперации» и учтя «интерес Москвы к доступу к конечному рынку сбыта газа».
Таким образом, в 2007 году в Евросоюзе складывается интересная ситуация. Отношения с Россией становятся лакмусовой бумажкой, при помощи которой можно определить, к какому из противоборствующих внутриевропейских лагерей относится та или иная страна.
Отношение к Москве позволит судить даже о позиции той или иной страны ЕС по принятию единой конституции Европейского союза. Равно же и заключение соглашения с Россией станет признаком «выздоровления» внутри Евросоюза и преодоления охватившего организацию системного кризиса.
Нахождения консенсуса по «российскому вопросу» между восточноевропейцами и «старой Европой» во главе с Германией явно позволит в дальнейшем с легкостью решить и такой принципиальный вопрос, как принятие общеевропейской конституции.
Берлин – Брюссель, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».