AMP18+

Спецпроекты

/

Легенды и мифы Южного Урала – часть 2

Сегодня в большинстве стран мира отмечают один из самых веселых праздников, имеющих религиозные корни. Хэллоуин берет начало из кельтских легенд о друидах. Люди верили, что страшными костюмами, масками и шумом они отпугивают нечистую силу. Позднее языческая традиция возобновилась в христианские времена, и злых духов стали отгонять перед днем Всех святых, который отмечается 1 ноября.

В наши дни религиозный праздник превратился в веселый маскарад. В этот день «шабаши» устраиваются во многих публичных местах: в клубах, барах, ресторанах и на улицах. Кстати, непременный атрибут – страшная тыква со свечкой – это не жуткий прообраз духа со светящимися глазами и перекошенным ртом. На самом деле это кусочек света, который должен отпугнуть в ночь ужаса всю нечистую силу от дома.
Не упускают воспользоваться случаем и всевозможные турфирмы, придумывая мистические приманки для туристов. Особой популярностью пользуются экскурсии в таинственные места с богатым историческим прошлым: например, в замки, где хозяев убили, и теперь по пустым коридорам блуждают привидения, или на кладбища, на которых похоронены знаменитости и мистификаторы. Бесспорным лидером в экскурсионной хэллоуиновской программе является Великобритания. Кроме того, для европейских поклонников «нечистой силы» идеальным местом встречи Хэллоуина является румынский регион Трансильвания – родина графа Дракулы. Американцы в этот день стараются попасть в Мексику, где день Всех святых и вовсе совпадает с ацтекским Днем мертвых, и происходит много загадочного и необъяснимого.
Отметить Хэллоуин культурно можно и в России. В северной столице вошел в моду тур «Мистический Санкт-Петербург», рассказывающий о тайнах семьи Романовых, о жизни и смерти Григория Распутина, о знамениях и легендах российских духовников и интеллигенции. В Москве тоже организовывается большое количество пеших и автобусных маршрутов: «По следам московских приведений», «Прогулки с Воландом», «Тайны московских особняков».
Могут потрепать себе нервы в этот день и южноуральцы. При этом совсем не обязательно выезжать за пределы Челябинской области. Как выяснили корреспонденты «Нового Региона», и на Южном Урале достаточно мест, где можно встретить леших, домовых, кикимор. Причем, судя по рассказам очевидцев, южноуральская нечисть отличается отнюдь не веселым и миролюбивым нравом. Все подробности во второй серии спецпроекта «Легенды и мифы Южного Урала».

Дом с привидениями

Для того чтобы повстречаться с привидениями, совсем не обязательно ехать за тридевять земель в Англию или Францию. Аналогичные удовольствия можно получить и в Кунашакском районе. В одной из деревень есть дом, построенный более века назад. Построила его татарская семья. То ли хозяйка дома была дамой весьма привлекательной, то ли семья, в отличие от других, не бедствовала, а может по каким другим причинам, только женское население деревни объявила мать семейства ведьмой. Нашлись и мужчины, поддержавшие эту версию. В тот год случился неурожай – засуха выжгла все посевы. Деревня решила, что это проделки ведьмы. Местные жители подкараулили женщину, когда она возвращалась из леса с одним из детей, и забили обоих камнями. С тех пор в доме поселились привидения, которые тщательно охраняют покой домочадцев. Очевидцы рассказывают, что потомки погибших присутствия духов не ощущают, хотя утверждают, что им в этом доме особенно хорошо и спокойно спится. А вот некровные члены их семей – жены либо мужья – бывать у родственников своих благоверных не любят. По ночам их будят детский плач, душераздирающие женские крики, некоторые, проснувшись, обнаруживают, что их пристально разглядывает прозрачная белая дама с грустными глазами. Посторонним к дому после заката лучше вообще не подходить: тут же начинаются всяческие неприятности – то невесть откуда обрушится ведро с помоями, то собака черная выскочит из-за угла, то камень в спину прилетит.

Птичий грипп – проделки нечисти

В лесостепной зоне Южного Урала водятся лихоманки. Никто их истинного облика не видел, но именно поэтому они для людей и опасны, что обернуться могут, кем угодно. Сразу и не заподозришь, что нечисть перед тобой. Справиться с ними сложно – надо сильным быть и не поддаваться на их колдовство.

Особенно лютуют эти оборотни осенью и весной, когда настроение у них скверное. Они, чтоб развеется, по деревням ходят и болезни всякие разносят. Как в деревне мор начинается, лихорадка какая-нибудь – у них праздник. Нет у них лучшей забавы, чем на людей порчу наводить. В деревнях уже зашептались, что птичий грипп – это проделки лихоманок.

Еще любят они в красавиц оборачиваться и на молодых парней наводить тоску. Увидит такую парень, влюбится, от своей невесты отказывается, а им только любо, так и будут кругами ходить, пока совсем с белого света человека не сживут. Говорят, Октябрьском районе как-то по весне две свадьбы расстроилось: два жениха из соседних деревень влюбились в одну приезжую. Да, так что своих невест забросили, с семьями и друзьями рассорились, друг друга чуть не поубивали. Несколько месяцев им девица головы морочила, а по первому снегу исчезла. Один из парней от тоски на Дальний Восток уехал, да там и пропал – ни слуху от него, ни духу. А второй той же зимой на охоту поехал, да заблудился и замерз.

Ну а лешие так по лесу и шастают

Лешие в южноуральских лесах были всегда. Просто увидеть их трудно. Если сами не захотят показаться – никто не увидит. Зато запутать могут, кого угодно. Особенно дровосеков не любят. Раз по осени в одной деревне под Копейском мужик пропал: поехал в лес за дровами и исчез. Искали – не нашли. А он через 3 дня сам объявился и странную историю рассказал: «Приехал я в лес, лошадь привязал у дороги, а сам отошел вроде недалеко, стал рубить молодые березки. Кучку небольшую нарубил, вдруг вижу – гриб, большой такой стоит. Пошел сорвать, подошел поближе – нету гриба, огляделся, смотрю – перепутал немного, дальше он растет. В общем, так несколько раз, шел – шел за ним, не заметил – лес вроде потемнел. Солнце светит также, на небе ни облачка, день ясный, а как-то стало не по себе. Птицы замолчали, и деревья зашумели, хотя раньше и не было никакого ветра. Ну, думаю, погода что ли портится, гроза, может, будет. Пошел обратно, к месту, где березки срубленные оставил. Иду – иду, смотрю, опять на тоже место, где уже был, вышел. Пошел в обратную сторону, вернулся к тому же самому месту. Заблудился, а как выбираться – не знаю. А лес все темнеет, и просвета не видно. Сел покурить, передохнуть. Вдруг смотрю, идет кто-то по лесу. Быстро так, прямо ко мне. Вроде как человек, только высокий очень и худой, как столб или бревно. А волосы похожи на березовые сережки, только длинные. Одежда простая, как у мужика, на ногах лапти, руки длинные и свисают как деревянные, будто прибиты к плечам. Подходит и садится рядом. У меня самокрутка так и выпала изо рта. А он взял ее молча и в карман штанов мне положил. Я сижу – пошевелиться боюсь. В голове одна мысль: «Это ж леший – хозяин лесов, чем я ему не угодил?». А он как будто подслушал, что я думаю и говорит: «Ты зачем молодые березки рубишь? Мало тебе сухостоя? Я вам и так много позволяю, никогда не врежу, будешь еще портить молодняк – накажу». И как глянет на меня в упор. Глаза зеленые, темные и ясные, как колодец. За руку меня взял, а другой рукой в сторону показал. Я повернулся – смотрю, лошадь моя стоит, я совсем недалеко от дороги на пеньке сижу.

Я бегом запрыгнул на телегу и в деревню, и про березки забыл. Только домой приехал – с телеги стал слезать, смотрю: штанов на мне нет, как будто истлели все. Это он знак оставил, чтоб помнил лучше, когда самокрутку в карман положил. А сам я даже боли не почувствовал, и кожа не повредилась».

Поганые болота

Горнозаводская зона Южного Урала славится в народе своими болотами. Там они темные, с застоявшейся водой. Живут в них водяные, кикиморы. Но опаснее всего на уральских болотах – кочки. Что это за существа и откуда они берутся – не известно. Кто говорит, что это дети водяных и лихоманок, кто – что сами они в болотах зарождаются. Для людей они самые зловредные. Потому что на взрослых они никогда не нападают – сил не хватает, а охотятся за маленькими детьми. Особенно лютую кочки в окрестностях Златоуста и Кыштыма.

По виду кочки – как обыкновенная болотная кочка. Днем пройдешь и не заметишь. Это потому, что в болоте они по самые плечи сидят, а на охоту ночью выходят. Головы у них большие и лохматые, глаза горят болезненным огнем, руки длинные до земли свисают, а тельце маленькое сморщенное, все в язвах – от долгого сиденья в холодной тухлой воде. Только стемнеет, выползают они из болота и смотрят по сторонам – нет ли где ребенка заплутавшего. Если увидят – руки у них вытягиваются как веревки, опутают малыша и в трясину утащат. Об их приближении догадаться трудно, только по запаху болотной гнили и можно определить, что кочка где-то поблизости. Раньше их много было – как весна начинается, так дети пропадать начинают. Сейчас, стали тише себя вести, но говорят, что меньше их не стало, попрятались просто до поры. При удобном случае обязательно еще во всей своей пакости людям покажутся.

В деревнях шалят домовые

Донимают южноуральцев и домовые. Вот одна деревенская история 10-летней давности: « На лето меня в деревню к бабушке возили. Мы с девчонками всегда собирались вместе, компания была человек десять, все примерно одногодки. А в деревне летними днями практически никого и нет: родители всегда в поле, только совсем старые бабки и деды остаются. Была у нас в компании наша общая подружка – Настя. Она была всегда тихая какая-то, плакала часто, жаловалась, что голова болит, вздрагивала от каждого шороха, дома одна боялась оставаться, поэтому ее мать просила нас с ней сидеть, пока сама в поле. Мы этому только рады были: дом у них большой, в нем в прятки удобно играть – комнат много, и чердак есть, и чулан, и сени.

Хотя родители наши недовольны были, говорят раньше на месте этого дома было перепутье дорог, и ставить там избу было нельзя – плохое место. Про этот дом еще говорили, что там по ночам собирается нечистая сила, устраивает свои праздники и клад сторожит, который под домом зарыт.

Мы не верили, конечно, до поры до времени. Однажды, как всегда, собрались мы у Насти в прятки играть. Все разбежались, кто куда, а я решила спрятаться в чулан. Помещение было небольшое, к стене прислонена лестница, по которой можно было забраться на чердак. Там хранились веники и всякий хлам. Я забежала в чулан и стала забираться по той лестнице. Когда до верха осталось ступеньки три, вдруг сверху мне протягивается рука не рука, лапа не лапа. Большая, как у взрослого мужика, черная и лохматая. Волосы на ней длинные и вроде бы как кудрявые немного. А на самой кисти как будто перчатка черная надета. Протягивается так спокойно, словно помочь подняться приглашает. Я не помню, как скатилась с этих ступенек, даже закричать забыла. Зато в другой комнате, как только я выбежала из чулана, Настя закричала. А в доме еще бабка была, ее за нами присматривать оставляли, она Настю на руки подхватила, а та кричит так, что воздух звенит. На улицу мы все выбежали. Никто понять не может, что произошло. Настю бабка успокоила, она так и не сказала, почему закричала.

Я все рассказала, бабка, чтоб нас успокоить, пошла проверить, что там такое, нас всех в дом завела и в комнате самой большой и светлой посадила и закрыла. Настя сидит – дрожит. Хотя на улице день, лето тепло, нам все равно страшно. Вдруг слышим, за дверями как будто что -то тяжелое падает сверху. Потом еще и еще, такие же глухие удары. Мы сидим, боимся пошевелиться, Настя побелела и тихонько так заревела опять. Через некоторое время стук прекратился, бабка пришла, сказала, что ничего не видела и стуков никаких не слышала. Мы больше в тот дом играть не ходили. Настя умерла лет 7 назад: просто все худела, бледнела и однажды утром не проснулась. Мать ее уехала из деревни почти сразу же, а тот дом теперь стоит заброшенный.

Нехорошая квартирка

Приезжим известно, насколько сложно найти в городе недорогую и удобную квартиру. Особенно тяжело приходится студентам, которые приехали учиться в Челябинск и не смогли устроиться в общежитии. Поэтому оптимальным вариантом считается подселиться к какой-нибудь престарелой женщине, заплатив, как правило, вперед. Для многих одиноких старушек деньги студентов являются хорошим бизнесом и прибавкой к пенсии. Правда, нередко при совместном проживании возникают бытовые конфликты, которые оборачиваются для постояльцев серьезными психологическими. Так, одна студентка филфака ЧелГУ поселилась у старушки в трехкомнатной квартире в районе Теплотехнического института вместе с двумя студентками-первокурсницами. Сначала все жили весело и дружно, пока хозяйка не решила избавиться от неугодных постояльцев. Все началось с того, что старшая студентка устроилась на работу и поздно стала возвращаться домой, что доставляло определенные неудобства хозяйке квартиры. Отметим, что для всех девушек существовали раз и навсегда установленные правила: они должны прибирать квартиру, регулярно выносить мусор, мыть посуду и приходить домой не позже 9 часов вечера. Старуха не смогла заставить четверокурсницу заниматься домашними делами, так как той постоянно не было дома, и возвращалась она только к полуночи. Тогда она решила жилицу извести. С этого момента девушка лишилась покоя. В ее комнате начали происходить необъяснимые вещи. Вечером она оставляла домашние тапочки около кровати, а утром они оказывались в дальнем углу комнаты, за тумбочкой. По ночам с лампочки, которая висела под потолком, начинала мерно капать вода. Периодически пропадали вещи. Девушка не подозревала, отчего вдруг полезла эта чертовщина, продолжала приходить к полуночи домой и ложилась в свою постель. Вскоре у нее добавился еще один кошмар: по ночам девушка стала просыпаться от ощущения того, как враждебное волосатое существо ложится ей на грудь и душит. Девушка рассказала о происходящем квартирной хозяйке, та внимательно ее выслушала и равнодушно ответила, что у нее давно живет домовой и беспокоиться тут абсолютно не о чем. Девушка попыталась поделиться своими страхами с друзьями, но не встретила поддержки. Ее парень заявил, что она сумасшедшая и если он еще хоть раз услышит о домовом, то они расстанутся навсегда. Студентка лишилась сна, потеряла аппетит. Не помог даже кот, которого она принесла в дом: животное всю ночь жалобно мяукало, а утром исчезло. Отчаявшись и потихоньку сходя с ума, девушка решилась на крайнюю меру: она обратилась к бабке-колдунье. На первом приеме у нее обнаружилась порча и сильный наговор. После нескольких сеансов очищения и посещения церкви, девушка почувствовала себя лучше и тут же сменила квартиру. Все кошмары тут же исчезли.

Иные истории

Донимают южноуральцев и демоны. Так одну челябинскую старушку демоны довели буквально до сумасшествия, и та устроила веселую жизнь своим соседям. А актеры одного из челябинских театров после премьеры мистического спектакля наблюдали, как над челябинском парил черный ангел. Но это уже совсем другие истории – для наркологов и психотерапевтов.

Ссылка по теме:

Легенды и мифы Южного Урала >>>

© 2005, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Спецпроекты,