Легенды и мифы Южного Урала
Вчера в большинстве стран мира отметили один из самых веселых праздников, имеющих религиозные корни. Хэллоуин берет начало из кельтских легенд о друидах. У кельтов существовали сречи – начала времен года. 31 октября отмечался Самхэйн – приход зимы. Кельты верили, что в ночь на Новый год открывается граница между мирами мертвых и живых, и тени усопших в прошедшем году навещают землю. Поэтому чтобы не стать добычей мертвых, люди гасили очаги в домах и наряжались как можно страшнее, надеясь распугать привидения, переползшие открытую границу. А еще лучше было совсем не выходить на улицу после захода солнца. Когда христианство вытеснило друидов и стало господствующей религией, Папа Бонифаций IV в VII веке утвердил 1 ноября как День Всех Святых (All Hallows), в который полагалось прославлять святых и мучеников. А ночь накануне стала называться «Олл-Хэллоус Ив» (All Hallow's Eve – канун Дня Всех Святых).
Как выяснилось, южноуральцы не менее суеверны, чем древние кельты. Корреспонденты «Нового Региона» посвятили вчерашний вечер собиранию историй о загадочных явлениях, странностях и просто страшилок, которыми южноуральцы пугают друг друга из поколения в поколение. Все подробности в новом спецпроекте «Легенды и мифы Южного Урала».
1. Страшилки для детей
В Усть-Катаве детей пугают сумасшедшей Людочкой. В свое время об этой старухе ходили слухи, что она заманивает в свой дом маленьких девочек и делает из них кукол. Некоторые юные дамы даже утверждают, что были у нее в гостях и видели много-много разных кукол. Сумасшедшая Людочка предлагала им поесть чего-нибудь или посидеть немного одним, пока она сходит в магазин за конфетами. Предполагалось, что она кормит девочек травяным зельем, и они превращаются в кукол. Людочка существовала на самом деле, правда, после ее смерти никаких кукол в доме не нашли, и слухи постепенно затихли. Но через некоторое время подрастающее поколение Усть-Катава вновь вспомнило про Людочку. Теперь детей похищает ее дух. Не гнушается старушка-приведение и мальчиками: из них она делает оловянных солдатиков.
Рядом с загородным лагерем Трехгорного есть могила. Дети утверждают, что в ней похоронен молодой цыган, полюбивший девушку из чужого табора. Они вместе убежали, но отец девушки застрелил парня. А она так и жила рядом, и ее душа до сих пор охраняет покой любимого. По другой версии убили девушку. И душа парня до сих пор витает над ее могилой, отгоняя посторонних. Некоторые дети даже слышат плач, идущий по ночам с этой стороны ограды лагеря. По другой версии это были не цыгане, а молодой парень из колонии для несовершеннолетних и дочка начальника тюрьмы. Когда они попытались вместе сбежать, ее застрелили, а его затравили собаками.... Ряд детей, утверждают, что слышат по ночам собачий лай.
На месте лагеря Еланчик в древности располагался город колдунов. Город был заколдован – люди не могли найти его в лесу, но если кто-то подпадал на колдовскую территорию, уже не возвращался. Потом колдуны умерли и стали духами. Их чары были уже не столь сильны, и колдуны не смогли защитить свой город от нашествия людей. Когда на этом месте начали строить лагерь, духи ушли на остров, расположенный посредине озера. Дети, доплывавшие до острова на катамаранах, утверждали, что атмосфера там тяжелая: сбивается дыхание, зловеще каркают вороны и все время кажется, что за тобой кто-то пристально наблюдает. Иногда по ночам на острове вспыхивают костры. Чаще всего это бывает в ночь на Ивана Купалу и на Илью Пророка. Некоторые дети рассказывают, что своими глазами видели, как остров неожиданно вспыхивал неземным огнем, и черные тени скользили по воде в каком-то ритуальном танце.
2. Сказки для взрослых
Пожилые жители Магнитогорска часто вспоминают про красную палатку. Наиболее популярна история была в 50-х годах прошлого века, но и сейчас южноуральцы, бывшие в то время детьми, иногда рассказывают ее своим внукам. Эта легенда имеет исторические корни и связана со строительством Магнитогорского меткомбината. Говорят, что ММК строили не комсомольцы, а ссыльные, которых и в 1929 году было вполне достаточно. Естественно, никаких условий для нормального труда и жизни этим людям не создавали, многие умирали, и их тела сбрасывали в котлованы стройки. Старожилы утверждали, что в определенные дни, а точнее – ночи, брезент, натянутый над стройкой, становился кроваво-красным, поднимался сильный ветер, и в его завываниях слышались стоны погибших. Старики рассказывают, что подобную картину можно наблюдать и сейчас, но не всем. Увидеть красную палатку могут только те, чьи родственники погибли на ММК, либо те, кто сам виновен в гибели людей.
В городах северо-западной части Челябинской области популярна легенда о кыштымском карлике, также основанная на реальных событиях. Это существо, которое обитает в окрестностях Кыштыма, появилось после аварии на ПО «Маяк». Очевидцы утверждают, что он лохмат, горбат и не велик ростом. Его иногда встречают забредающие глубоко в лес охотники и грибники. Карлик неожиданно выскакивает из леса, протяжно воет и исчезает. По легенде, во время аварии карлик потерял жену и детей. Поэтому женщинам и детям в одиночку заходить в лес не рекомендуется: карлик нападает на них и тащит в свою берлогу, из которой еще никто не возвращался. По другой версии, карлика не существует, зато в кыштымских лесах живут ети – не то люди, под воздействием радиации ставшие похожими на медведей, не то медведи, по тем же причинам ставшие похожими на людей. Любопытно, что мужчин ети, как и карлик, не трогают, убегают, а вот на женщин и детей нападают.
Многочисленных туристов, любящих побродить на Таганае, пугают историей об оживающих камнях. Когда-то давно в Уральских горах жил народ – чудь. Пришли на Урал люди, и чуди ушли под землю, но многие так и не смогли смириться с нашествием белоликих. Самые отчаянные по ночам выходили на поверхность и убивали людей, разрушали дома, воровали скот. Однажды девушка Айгуль пошла в лес за грибами и заблудилась. Когда девушка не вернулась домой вечером, все мужчины ее деревни бросились в лес на поиски. Всю ночь они искали девушку и ближе к рассвету услышали плач за деревьями. Выскочив на поляну, мужчины увидели Айгуль, которая металась в центре и звала на помощь. Мужчины бросились к ней, но тут из-за деревьев выскочили чуди, завязалась битва. Вдруг чуди бросились бежать, один из них – самый большой схватил девушку в охапку. В это время над лесом показалось солнце, и чуди окаменели. Мужчины целый день попытались вырубить девушку из каменных объятий, но когда солнце стало клониться к вечеру, они поняли бесполезность своей затеи и ушли. Остался лишь возлюбленный Айгуль – Таган. Он обратился с молитвой к Богу солнца: «отдай мне мою девушку». «Но тогда мне придется оживить камни, и они уничтожат все живое. Если так согласишься за ними приглядывать, я отдам тебе твою невесту», – ответило солнце. Таган согласился и с последним лучом солнца исчез, а над грудами камней неожиданно появилась высокая вершина. Такова одна из легенд возникновения Таганая. Туристов предупреждают, что на Таганай нельзя ходить без опытного проводника, тем более ночью – замотают ожившие камни. И кричать там тоже не следует – проснется Айгуль и начнет звать своим мелодичным голосом. Пойдешь на зов – не вернешься. Ну а если потерявшиеся на Таганае находятся, значит, всевидящий Таган разрешил им уйти.
3.Загадки для ученых
Одинокая жительница Кыштыма Тамара Просвирина в ночь на 13 августа 1996 года получила некое «внушение» – встать и идти на кладбище. Там она обнаружила маленькое существо с огромными глазами. Голова найденыша напоминала остроконечную тыковку, вместо губ – щелка, тело покрыто шерсткой, на пальцах – острые коготки. Существо жалобно попискивало, и сердобольная старушка решила взять его с собой: завернула, принесла домой, накормила и назвала Алешенькой. Просвирина стала всем рассказывать, что у нее появился «сынок», в результате ее увезли в психиатрическую больницу, а гуманоид умер и мумифицировался. Труп забрали уфологи из Каменска-Уральского. По их информации, по пути над машиной зависло НЛО, и Алешенька, мгновенно и таинственно исчез.
Вскоре при загадочных обстоятельствах погибла и «приемная мать» странного существа. В ночь на 13 августа 1999 года женщину сбил автомобиль. При этом очевидцы утверждали, что машин было две, и они сошлись вместе, словно ножницы. Ни одну из них в ходе расследования не нашли.
Ученые Института общей генетики РАН, утверждают, что пришелец Алешенька был человеком. Специалисты в течение нескольких месяцев изучали тряпицу, на которой сохранились следы крови существа, – сообщала газета «Труд». Из пятен крови на фрагменте ткани была выделена ДНК человека, сообщили в институте. Установлено, что это ДНК преждевременно родившегося младенца с многочисленными отклонениями в развитии. В крови были обнаружены только женские Х-хромосомы. Значит, это была девочка. Тем не менее, местные жители уверены, что версия ученых придумана для отвода глаз. Некоторые утверждают, что на том месте, где был найден Алешенька, периодически (исключительно по ночам) мелькают тени, и раздаются странные звуки. Потом над кладбищем зависает светящийся шар, и все исчезает.
Истории о светящихся шарах рассказывают и в других городах области. В Верхнем Уфалее свидетелями необычного явления стали сотрудники одного из местных заводов. Был морозный зимний вечер, автобусы ходили плохо, и на остановке скопилось около 100 человек. В какой-то момент в небе над остановкой появился большой светящийся шар. Он начал медленно опускать, увеличиваясь в размерах. В тот момент, когда между нижним краем светящегося поля и остановкой оставалось не более 3 метров, шар неожиданно рассыпался мелкими искрами и исчез. Любопытную историю рассказывают и челябинские педагоги. В лагере «Уральская Березка», расположенном в пригороде Челябинска, проходили студенческие сборы. Один из отрядов вышел на футбольное поле провести «вечерний костер». Кто-то обратил внимание на яркую светящуюся точку, движущуюся по небу с запада. Через несколько секунд точка выросла до размеров небольшого цилиндра и зависла высокого над полем. Из цилиндра с двух сторон поползли светящиеся лучи, накрывшие поле куполом. Действо продолжалось ровно минуту. Потом лучи погасли, цилиндр развернулся на 90% и исчез в направлении Екатеринбурга.
Самым известным из загадочных мест Южного Урала, безусловно, является Аркаим. Его случайно обнаружили в 1987 году у слияния рек Утяганки и Караганки. Аркаим оказался ровесником египетских пирамид и знаменитого Стоунхеджа в Англии, его возраст определили в 3 тысячи 800 лет. Эта находка сразу же породила множество гипотез и легенд. Геометрия построек Аркаима четко выверена, что позволяет выдвинуть гипотезу об их астрономическом предназначении. Всякий входящий в город проходил в него по спиралевидным проходам, по ходу солнца, по часовой стрелке. В плане город напоминает изображение загадочной северной Шамбалы на тибетских танках - такая же кольцевая структура с двумя защитными периметрами стен. Самое загадочное, что по версии археологов древние жители организованно покинули свои города, как в свое время майя по неизвестной причине оставили свои города на полуострове Юкатан в Мексике. Один известный деятель культуры Челябинска даже написал научный трактат, в котором утверждал что Аркаим – это пуп земли и именно отсюда начнется возрождение России, которая должна дать миру новую цивилизацию. Вновь был упомянут «коренной народ Урала» – чудь белоглазая. По преданиям люди эти были невысоки, темнокожи и светлоглазы, невероятно проворны. Чудь занималась в горах добычей золота и серебра, и долгое время спустя древние рудники в Сибири, где добывали золото, серебра, меди и драгоценных камней. С приходом людей чудь ушла под землю. А поскольку большую часть народа представляли колдуны и чародеи, за много веков чудь не вымерла, а создала под землей новую цивилизацию. Автор трактата утверждал, что под Новый 2000 год, чудь белоглазая выйдет на поверхность через пуп земной Аркаим и начнет уничтожать всех нечестивцев. Тем же, кто достоин продолжить жизнь, чудь откроет несметные богатства Уральских гор, и Южный Урал станет колыбелью новой цивилизации. Похоже, что этот исторический момент пока откладывается.
© 2004, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».