AMP18+

Пропаганда

Константин Калачёв: Пропаганда помогает людям обманывать самих себя Сегодня в России актуализированы темы, которые остались по наследству от СССР

Не стоит думать, что какие-то злодеи придумали совершенно новую пропаганду и зомбировали население России. Ничего подобного. Во-первых, не злодеи, а вполне адекватные люди. Во-вторых, не придумали – а просто развили то, что уже имело место быть. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» сказал известный политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»

«Пропаганда может жестоко надругаться

над здравым смыслом только там,

где он потерял свою значимость»

Ханна Арендт

Вопрос о том, что является кремлевской пропагандой, отдает контрпропагандой. Когда человек задает подобный вопрос, он занимается формированием общественного мнения. Дело в том, что когда нам что-то не нравится – это «пропаганда», когда нравится – «информация».

Но в данном случае мне кажется, что когда мы говорим о кремлевской пропаганде, мы автоматически считаем это чем-то искусственным, из разряда манипуляции сознанием людей. Но надо признать, что сила воздействия пропаганды определяется эффективностью воздействия на людей. Пропаганда не обманывает – пропаганда помогает людям обманывать самих себя. Этим кремлевская пропаганда отличается от других – она более эффективна.

Пропаганда – это распространение информации, фактов, документов, правды, полуправды, а иногда и откровенной лжи с целью повлиять на общественное мнение. Это формирование общественного мнения – и с этой точки зрения пропаганда ни хороша, ни плоха. Это просто инструмент. Пропаганда может соответствовать умонастроениям, помогать человеку обмануть самого себя, включая какие-то глубоко заложенные кнопки. Она как зеркало. Какое общество – такая и пропаганда.

Если говорить о среднем гражданине России, ему самому уже тяжело ориентироваться в окружающем мире. Для него проблематично составить собственную точку зрения. Он настроен патерналистски. Он воспитан в таком духе (особенно люди среднего и старшего возраста) еще советской пропагандой.

Пропаганда эффективна тогда, когда она накладывается на старую основу, которая формировалась десятилетиями. Пример: достаточно было напомнить людям о теме «Во всем виновата Америка», и тема опять заработала.

Есть у политтехнологов понятия – свободный и связанный электорат. Связанный – это люди, которые голосуют так, как им посоветуют (начальство, например). Проблема в том, что в нашем государстве люди привыкли жить при патерналистских установках – очень большое количество бюджетников, у нас отношение к государству как к отцу и матери, которые должны заботиться, у нас слишком мало свободных людей.

В этой ситуации сознание людей очень восприимчиво. Определенные образы, установки, эмоции делают поведение человека предсказуемым. В принципе все то, что тиражирует российская пропаганда – это развитие тем, которые были подняты в СССР. Это было и в советских фильмах и сериалах о войне. Российская пропаганда не ломает представления людей – она не пытается воспитать человека, как в СССР, напротив, она идет за людьми и их представлениями. Она приглашает присоединиться к большинству.

В данной ситуации важен критический настрой. Люди верят телевизору. Это как раньше в СССР – говорили, что газеты врать не могут. Прошло время, каналы коммуникации поменялись. Вместо печатного слова теперь верят словам телеведущих. Тем более теперь можно подбирать соответствующий видеоряд и картинки.

Не стоит думать, что какие-то злодеи придумали совершенно новую пропаганду и зомбировали население России. Ничего подобного. Во-первых, не злодеи, а вполне адекватные люди. Во-вторых, не придумали – а просто развили то, что уже имело место быть.

Не так давно мне пришлось быть на одной радиостанции, где обсуждали последние события на Украине. На вопрос «не перегибаете ли вы палку? Как это отразится на сознании людей» эксперты ответили честно: «Мы не информируем людей, мы формируем общественное мнение». То есть, помогают людям обманывать самих себя».

Известный философ и гуманист Бертран Рассел говорил: государству нравится ваша готовность идти на войну, убивать, если оно скажет «надо». Это касается любого государства 20 века. Советская пропаганда была весьма эффективна. Но и без всякой пропаганды, по понятным причинам, ненависть к фашистам была очень сильна. Остается разбудить эту ненависть к фашистам, а потом объяснить, кто такие фашисты в современном мире: бандеровцы, участники майдана, Коломойский, Порошенко…

Пропаганда при этом пользуется определенными штампами, эмоциональными реакциями, связанными с живыми для людей символами, ключевыми образами. А потом остается только поставить штамп на того, кто тебе не нравится. Проблема пропаганды как средства политических манипуляций состоит в том, что легче продвигать негативную пропаганду.

Негативная пропаганда проще, понятнее, ее намного легче создать и использовать; это в том числе пробуждение у людей не самых лучших инстинктов – побуждение к конфликтам, формирование образа врага и пр. Образ врага должен быть стоящим на тех условных трех китах, которые уже существовали в обществе. Когда идет формирование образа, надо чтобы новая пропаганда соответствовала старым представлениям людей. «Каратели», «фашисты» – это все из старого арсенала. Кремлевские пропагандисты стоят на плечах советских пропагандистов.

Пропагандист может убеждать людей даже без помощи правды. Есть фэйковая пропаганда. В Интернете люди верят буквально всему. На телевидении почти всему. Только успевай придумывать. Но еще проще, если противоположная сторона подкидывает тему за темой.

Я, как гражданин, сказал бы спасибо кремлевским пропагандистам, если бы они занялись пропагандой конструктивной. Но, видимо, заказа на это нет. А ведь конструктивная пропаганда – это инструмент формирования социальной гармонии в обществе, толерантного отношения друг к другу, системы ценностей, основанной на уважении. То есть, в соответствии с общепринятыми базовыми ценностями. Таким образом, это пропаганда, которая сподвигает людей на трудовые свершения, которая запрещает бросать окурки на землю (как частный пример), в результате – у людей возникает нетерпение к плохим вещам (как пьянство, например, или наркомания).

В конце концов, и Церковь занимается пропагандой. Сам термин «пропаганда» имеет прямое отношение к католической Церкви – буквально пропаганда значила «распространение веры». Пропаганда либо работает на формирование гармоничных отношений в обществе, которые делают человека лучше, либо же она негативна – это военная пропаганда, дегуманизация оппонентов, призывы к уничтожению врага.

Наша нынешняя российская пропаганда эффективна с точки зрения результата. Посмотрите, как растет рейтинг президента, посмотрите на отношение россиян к событиям на Украине. Спросите, готовы ли они пожертвовать часть своих доходов ради помощи Крыму и Новороссии – и они скажут «да», хоть и не все. В этом смысле российская пропаганда сегодня куда более эффективна, чем на Украине.

А проверяется эффективность украинской пропаганды просто – если бы она была эффективна, настроения в Луганской и Донецкой областях сейчас были бы другими.

Москва, Софья Метёлкина

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Балтия, Дальний Восток, Запорожье, Кавказ, Киев, Кишинев, Крым, Москва, Одесса, Приднестровье, Севастополь, Северо-Запад, Абхазия, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, Авторская колонка, В мире, Интервью, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Пропаганда, Россия, Калачев Константин, Кремлевская пропаганда,