AMP18+

Пропаганда

Александр Белов: Принципы Геббельса до сих пор актуальны Пропаганда использует эффективные образы

Современная пропаганда использует эффективные образы, которые понятны обывателю, и принципы Геббельса до сих пор актуальны. Такое мнение в интервью NDNews высказал один из лидеров русских националистов, бывший лидер запрещенного Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»

Кремлевская пропаганда – в первую очередь, это смысловая линия, которая вырабатывается в администрации президента. Управление внутренней политики занималось написанием т.н. «темников», в которых говорилось, что хорошо, а что плохо, кого надо показывать, а кого не надо. Затем это распределялось по всем основным СМИ. Со временем этот процесс достаточно четко структурировался, стали понятны подрядные организации, а многие СМИ были подведены под конкретных лиц, участвующих в управлении. Например, холдинг LifeNews, достаточно талантливая система.

Если говорить о стилистике, то это похоже на пропаганду Геббельса. Принципы совпадают: охват массовой аудитории, изложение достаточно простых для понимания тезисов и их многократное повторение. Это достаточно эффективно, потому что даже невыгодные властям факты преподносятся основной массе потребителей как некие достижения. Например, по поводу санкций и подорожания продуктов в магазинах за счет правильного формулирования причинно-следственной связи у обывателя формируется впечатление, что это злая Америка мешает поступлению продовольствия в Россию.

Пропаганда есть как для внутреннего потребителя, так и для внешнего. Внешней пропагандой занимались, как правило, нанятые агентства, а через некоторое время – купленные СМИ. Это, например, EuroNews, который работал исключительно на Москву. Общеизвестно, что финансирование информресурсов Национального фронта Франции Марин ле Пен осуществляется тоже из Москвы.

Это не плохо и не хорошо, просто это имеет место быть. Государство должно быть в этом заинтересовано. Другое дело – хорошо бы позволять и кому-то другому «дышать». Однако пока в российском информационном пространстве превалирует только одно мнение, все остальные замалчиваются или ущемляются. Тот же самый закон о противодействии экстремистской деятельности применяется исключительно в отношении оппозиционеров. Однако если посмотреть на деятельность большинства кремлевских пропагандистов, можно увидеть разжигание ненависти по национальным признакам, по месту происхождения (в частности, из Украины), по разделению определенных политических взглядов. Но, естественно, никто их трогать не будет.

Пропаганда создает определенные образы, которые выгодны для власти. Например, активные граждане из ближайших государств (например, белорусская молодежь и др.) сейчас не очень любят своих президентов, в частности Лукашенко. Они говорят: «Нам бы такого, как Путин». То же самое некоторое время назад было на Украине. Личный образ президента РФ был преподнесен имиджмейкерами так, что он стал мачо, который решает проблемы, и всем хорошо. Задача состояла в том, чтобы показывать у нас стабильность, что мы сильны, люди получают хорошие зарплаты. Это делалось для потребителей русскоязычного контента.

Американцы и немцы, с которыми я общаюсь, считали Путина русским националистом, хотя это не совсем так. Но в этом образе был диссонанс: у нас он считается положительным, а во всех странах Запада – негативным. Но поскольку в России «фасадная демократия» тоталитарного склада, то пропаганда будет корректироваться под личные вкусы диктатора.

Очень небольшое количество людей склонно к объективному анализу информационного потока. Как правило, это специалисты. Есть такая шутка: «Вы доверяете газетам? Нет, в них же все врут! А откуда вы узнали, что Михал Иваныч украл завод? Так газеты же написали!». То есть, люди знают, что в газетах и на ТВ не всегда говорят правду и нежелательно им верить, но у них нет другого альтернативного источника информации.

Сейчас в России блокируются как незаконные многие оппозиционные Интернет-сайты, и большинство граждан России получает информацию исключительно из одного цеха выделки. Они не пользуются англоязычными каналами, не читают прессу на украинском. Соответственно, у них одностороннее восприятие действительности. Через некоторое время, когда информацию многократно повторят, человек в нее поверит. В этой ситуации люди действительно будут верить в то, о чем говорит телевизор.

Между тем, например, в прошлом году количество посетителей «Яндекса» превысило количество зрителей «Первого канала». Все бы хорошо, если бы не было попыток подавления любой свободы в интернет-пространстве и социальных сетях. Люди больше доверяют социальным сетям, потому что «друг написал», и это интереснее, чем сказанное диктором на телевидении. Но проблема в том, что друг услышал это именно по телевидению.

В связи с последними событиями на Украине была подключена и военная пропаганда. Она используется редко – когда есть опасность реального вооруженного конфликта. Это заметно по стилистике новостей, манере подачи информации. Например, серьезная новость (о захвате ополченцами двухсот украинских танков) публикуется не на крупном информационном ресурсе, а на каком-то малозначимом сайте. Это говорит о том, что в ближайшее время у ополченцев появится вооружение. Но для создания информационной завесы были сняты видеоролики, где едет грузовик, в кузове которого боекомплекты. И выходит, что ополченцы захватили вооружение у украинской армии. Еще один пример – распространение информации, что вакхабиты в Чечне изнасиловали всех женщин в селе, хотя этого не происходило. Это было сделано для того, чтобы в следующей деревне их уже встречали с оружием в руках.

Это другой вид пропаганды, который создает свои образы, но он согласуется с официальной гражданской пропагандой.

Москва, Софья Метелкина

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Дальний Восток, Запорожье, Кавказ, Киев, Кишинев, Крым, Москва, Одесса, Приднестровье, Севастополь, Абхазия, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, Авторская колонка, В мире, Интервью, Конфликт на Украине, Политика, Пропаганда, Россия, Кремлевская пропаганда,