Андрей Новиков-Ланской: Кремль выигрывает информационную войну в России Запад отстаивает свободу вполне определенных слов
Многие российские СМИ, несмотря на информационную политику Кремля, остаются свободными и транслируют альтернативную точку зрения. На Западе же мы наблюдаем проявление «либеральной иронии»: свобода слова приветствуется, но только если это слово вполне определенное. Такое мнение в интервью NDNews высказал писатель, культуролог, заведующий кафедрой политической и деловой журналистики ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ Андрей Новиков-Ланской в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Само слово «пропаганда» имеет очевидные негативные коннотации – это нечто, в чем содержится лицемерие и обман, попытка заставить тебя верить в набор вымышленных идей. Такое отношение к пропаганде мы вынесли из советского прошлого. Поэтому я бы предпочел термин «информационная война», в котором публичная защита своей позиции, несомненно, оправдана и необходима. Россия здесь не исключение: в ситуации глобальной информационной войны все стороны так или иначе задействуют подконтрольные им медиаресурсы для продвижения своего видения ситуации. Это может делаться умело и незаметно, может – топорно и грубо, но это непременно происходит. Если мы посмотрим на демократические Соединенные Штаты, то увидим ту же самую пропаганду, такое же отстаивание своих национальных интересов, как в России и на Украине. Если говорить о Кремле, то информационное воздействие ведется прежде всего на внутреннюю аудиторию. Нельзя сказать, что наше иновещание как-то сильно влияет на западные аудитории. В этом смысле Запад информационно удерживает свою территорию, а мы – свою.
При этом в России есть существенная доля медийной свободы. Об этом говорит само присутствие «Эха Москвы», «Новой Газеты», «Нью-Таймс», «Open Russia» или телеканала «Дождь», который при всех сложностях продолжает вещание. Я уж не говорю об Интернет-ресурсах и социальных медиа, которые за крайне редким исключением вообще не испытывают никакого давления со стороны власти. Если вы посмотрите главные политические программы (например, то-шоу Владимира Соловьева, Романа Бабаяна, Петра Толстого и Александра Гордона), то увидите, что обязательно приглашены несколько человек, которые представляют недружественную Кремлю точку зрения. Понятно, что, скорее всего, ведущие будут несколько поддавливать оппонентов, но возможность высказывания в прямом эфире альтернативной позиции сегодня есть. Чего близко нет в украинских и западных СМИ, где, скажем, российскую позицию нельзя озвучивать в принципе. Мы помним, что достаточно было Савику Шустеру включить по скайпу Максима Шевченко на две минуты в своем ток-шоу, как Шустера тут же уволили. Или случай, когда из украинского ток-шоу изгнали главреда «Дождя» Михаила Зыгаря – хотя вроде бы идеологически свой! – но что-то он стал говорить, что не понравилось украинцам. Да и на Западе трудно всерьез отстаивать точку зрения, отличную от либеральной. В этом проявляется так называемая «либеральная ирония», когда свобода слова заявляется как главная ценность, но только оказывается, что это свобода вполне определенного слова.
Нельзя отрицать, что есть определенная идеологизированность и, в целом, избыточная политизированность наиболее важных СМИ в России. Разумеется, сегодня нельзя говорить об абсолютной свободе в российских медиа, но говорить о том, что нет ничего, кроме пропаганды, тоже несерьезно. У нас достаточно полно представлен весь спектр точек зрения, наши СМИ выглядят уж точно не менее, а, скорее всего, более плюралистичными, чем на Западе. Другое дело, чтобы это увидеть и признать, требуется некоторая непредвзятая честная аналитическая позиция, которую себе мало кто может сегодня позволить.
Москва, Софья Метелкина
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».