Минувший год мало чему научил Россию В отличие от многих других стран
После краха американского банка Lehman Brothers в сентябре 2008 года, ознаменовавшего начало мирового финансового кризиса, 66 стран из 121 в начале прошлого года переживали экономическую рецессию. Только в Китае, Индии и в Польше наблюдался небольшой экономический рост. Уже во втором квартале прошлого года спад, как считают эксперты, удалось преодолеть как ведущим промышленно развитым странам Европы, так и России.
Экономический рост в Германии и Франции составил 0,3% и был наивысшим среди европейских государств. Однако в 41 стране мира кризис продолжал пожирать экономику. В третьем квартале начался подъем и в США. Спад продолжался в 20 странах мира. Но в некоторые страны кризис пришел с запозданием – среди таких государств оказалась Венесуэла. В последнем квартале 2009 года только шесть стран продолжали бороться с кризисом.
Об этом говорится в докладе известного международного экономического института IHS Global Insight, который в конце 2009 года проанализировал нынешнее состояние мировой экономики. Его несколько тысяч аналитиков подвергли детальному рассмотрению борьбу с кризисом в 121 стране мира, пишет «Независимая газета».
Согласно докладу, считается, что последний мировой кризис был кратковременным, но ожесточенным. Поэтому его уроки важны с точки зрения отработки антикризисного механизма. Особенно важен подобный механизм для России, пережившей за последнее десятилетие целых два финансовых кризиса.
В отношении антикризисного регулирования в России мнения международных экспертов расходятся. С одной стороны, известно правило, по которому победителей вроде бы не судят. Российскому государству удалось преодолеть кризис, и его экономика начинает расти – в месячном измерении отмечается рост промышленного производства. Формально все выглядит очень неплохо.
Рубль снова стабилен, инфляция под контролем, в банковском секторе насчитывается всего несколько десятков банкротств. Как отмечает ведущий немецкий экономический еженедельник Wirtschaftswoche, правительство России достаточно грамотно проводит антикризисную политику и в финансово-политическом отношении команда премьер-министра Путина достаточно грамотно справляется со спадом.
Но нельзя не видеть, пишет еженедельник, что кризис ударил по России больнее, чем по другим странам с переходной экономикой, и российским антикризисным менеджерам потребовалось гораздо больше усилий, в том числе и финансовых, для его преодоления. Российские риски, как, впрочем, и в ряде других стран мира, кроются в гнилых кредитах тех, которые вряд ли вернут. Именно они могут вызвать вторую волну кризиса уже в текущем году.
Аналитики агентства Moody's полагают, что до сих пор в России до 20% кредитов относится к разряду гнилых. Судя по всему, российское Министерство финансов это предвидело. Поэтому правительство вовремя повысило обязательные резервы в Центробанке, предоставило банкам государственную помощь. Но такая антикризисная политика оставила глубокие следы в бюджете. Чтобы поддержать курс рубля, Центробанк сжег почти 300 млрд. долл. резервов, и после ползучей девальвации курс стабилизировался на отметке 44 руб. за евро. Последствия этого России еще предстоит переварить, и спасение для специфических российских условий, как считают ряд экспертов, кроется, как и раньше, в высоких ценах на углеводороды.
Но гораздо проблематичнее, отмечает Wirtschaftswoche, чем интервенции Центробанка, обошлось России то, что Путин называет «ручным управлением» экономикой. Сотни миллиардов евро бюджетных денег премьер-министр потратил на спасение отдельных маяков российской экономики. В результате болезненные, но давно назревшие реформы отложены в долгий ящик. Вместо того чтобы ужесточить конкурентную борьбу, Путин повышает таможенные ставки. Вместо того чтобы вынудить дышащие на ладан концерны заняться модернизацией, он выдает им государственные дотации и только закрепляет структурные проблемы.
Вывод, который делает Wirtschaftswoche, сводится к тому, что кризис ударил по России даже больнее, чем по другим пороговым странам. Россия гораздо меньше может ему противопоставить, чем, например, Китай. Причин для этого много. Это устаревшая промышленная структура, однобокая сырьевая ориентация России, засилье бюрократии и коррупции.
Предпринимателям средней руки очень трудно получить кредиты. Поэтому экономический подъем в России характеризуется крайне медленными темпами. Если кризис не послужит правительству Путина уроком, то в будущем России предстоят трудные времена на евразийском геополитическом пространстве.
Ганс-Хенниг Шрёдер из берлинского фонда «Политика и наука» в недавнем интервью каналу Deutsche Welle отметил, что экономически Россия значительно уступает как ЕС, так и Китаю, именно поэтому она недостаточно привлекательна для стран СНГ и вряд ли сможет стать для них магнитом, чтобы удержать постсоветские государства в орбите своего влияния. Чтобы изменить ситуацию, России надо перестроить свою экономику, основывающуюся на экспорте сырья и энергоносителей. Прошедший кризис был хорошим поводом для этого, но стал еще одним вариантом упущенных возможностей, подводит итог «Независимая газета».
Москва, Дарья Неклюдова
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».