AMP18+

Россия

/

Медведев берет регионы под финансовый контроль В стране создается система независимых контрольно-счетных органов

В Госдуму внесен президентский законопроект «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».

Текст документа, вступающего в силу 1 июля будущего года – в разгар двух главных избирательных кампаний страны, свидетельствует о серьезном усилении полномочий Контрольного управления главы государства и Счетной палаты. Эксперты «Независимой газеты» отмечают, что успешная реализация инициативы Дмитрия Медведева может изменить баланс внутри силового блока страны.

Принятие федерального закона, сказано в сообщении на сайте Кремля, «будет способствовать развитию института независимого внешнего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и повышению эффективности контроля за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями финансово-бюджетных средств».

Контрольно-счетные органы (КСО), говорится в статье 3 законопроекта, «обладают организационной и функциональной независимостью» и работают полностью самостоятельно. Их деятельность «не может быть приостановлена», в том числе в связи с досрочным роспуском местного Заксобрания. Срок полномочий КСО не должен быть меньше депутатского. В законопроекте есть прямое указание на недопустимость «воздействия в какой-либо форме на должностных лиц контрольно-счетных органов». Им обещана государственная защита.

В статье 9 законопроекта прописаны полномочия КСО. В перечне – контроль за исполнением регионального бюджета, экспертиза его проектов. Счетчики будут заниматься также долгосрочными местными целевыми программами, включая государственные внебюджетные фонды. Контролеры проверят, как используются в регионе целевые средства из федерального бюджета «и иных источников», как соблюдается порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в госсобственности. О результатах «проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий» они будут докладывать Заксобранию.

Штат КСО будет зависеть от численности населения субъекта РФ и его доли в российском бюджете, а также от количества муниципий в регионе. Любопытно, что в законопроекте специально оговаривается: контролеры – а также члены их семей! – не должны быть в родстве ни с местными правоохранителями, ни с представителями власти, законодательной или судебной. Запрет касается широкого круга родственников контролера: это «родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов».

И еще одна новация, чисто медведевского типа: результаты своих изысканий счетчики должны размещать в Интернете для ознакомления граждан.

Местные власти, подчеркивается в документе, должны предоставлять в распоряжение КСО все необходимые документы, а контролеры имеют право составлять не только предписания с целью исправления ситуации, но, самое главное, «готовить информацию». Понятно, для кого. В документе сказано, что хотя счетчики и «могут самостоятельно планировать свою деятельность», однако «разработку основополагающих стандартов в указанной сфере предлагается отнести к компетенции Счетной палаты Российской Федерации».

Финансировать КСО будут региональные власти – «в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий».

Председатели, его заместители и аудиторы контрольно-счетных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, сказано в законопроекте. При этом специально подчеркивается – эта деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств «иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации».

Эксперты отмечают желание президента ввести дополнительный орган опосредованного пригляда за местными властями. Кремлю необходима система, которая контролировала бы именно финансово-хозяйственную деятельность губернаторов. С точки зрения политической, указывают эксперты, все понятно: «Любой региональный руководитель, который не демонстрирует хотя бы минимальную лояльность федеральному Центру, получает по башке дубиной и уходит с поста под аккомпанемент собственной же партии. Но такие случаи – исключение. Главная проблема – финансово-экономическая составляющая отставок. Часто не получается собрать объективную информацию о том, что происходит в регионе. Например, так было в Московской области, когда Кремлю пришлось отправить туда в качестве первого вице-губернатора своего человека».

Москва, Дарья Неклюдова

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Экономика,