Медведев: «после 2020 года может начаться реальная гонка вооружений» Перезагрузка спотыкается о ПРО
Разговор президентов России и США во французском Довиле на полях встречи G8 по проблеме противоракетной обороны, которую Вашингтон начал выстраивать в Европе, закончился ничем. Это отмечают западные СМИ, о том же в принципе на пресс-конференции по итогам саммита «восьмерки» говорил и Дмитрий Медведев.
«Я пока не очень доволен реакцией на мои предложения с американской стороны и со стороны вообще всех стран НАТО, – сказал президент России, отвечая на вопрос о том, есть ли подвижки в договоренностях по проблеме ПРО с США и Североатлантическим альянсом. – Почему? Потому что мы теряем время. И хотя я сказал вчера о 2020 годе как о дедлайне, но что такое 2020 год? Это тот год, когда завершится выстраивание четырехэтапной системы так называемого адаптивного подхода. После 2020 года, если мы не договоримся, начнется реальная гонка вооружений. А если мы договоримся, то тогда ситуация будет совсем другой. Я хотел бы, чтобы мои партнеры об этом помнили постоянно и в ходе консультаций друг с другом. Поэтому я со всеми практически на эту тему разговаривал, а не только с президентом Бараком Обамой».
Надо извиниться перед читателем за столь большую цитату. Но для понимания сути разногласий ее нельзя не продолжить, пишет «Независимая газета».
«Я хотел бы, чтобы наши обеспокоенности услышали, – заявил Дмитрий Медведев. – В чем они заключаются? Они заключаются прежде всего в том, что мы должны получить гарантии: что это не против нас. Нам такие гарантии никто не дал. Все все время говорят: это вот какие-то там есть страны нехорошие, вот от них может исходить угроза. Когда мы спрашиваем, а какие это страны, молчат. Значит, тогда спрашиваем: «А какие угрозы? Есть ли там ракеты, которые нужно таким образом отсекать?» – «Нет таких ракет». – «А у кого такие ракеты есть?» – «У нас». – «Значит, вывод простой: тогда это против нас». Я не так давно об этом уже говорил, и, к сожалению, в этом смысле мы не продвинулись вперед. Но мы договорились о том, что мы, конечно, продолжим широкомасштабные консультации, для того чтобы все-таки постараться нащупать основы для договоренности».
Об озабоченности российской стороны проблемой противоракетной обороны, которую США уже начали выстраивать на Старом континенте в рамках заявленной ЕвроПРО без согласованной позиции с Россией, о чем стороны договорились осенью прошлого года в Лиссабоне, свидетельствует и широкомасштабное информационное наступление, которое организовала Москва накануне саммита в Довиле. На прошлой неделе на базе Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России прошла научно-практическая конференция по этой проблеме, на которую пригласили военных атташе иностранных государств, аккредитованных в российской столице, отмечает «НГ».
Начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров, его заместитель генерал-полковник Валерий Герасимов, начальник Главного оперативного управления Генерального штаба генерал-лейтенант Андрей Третьяк, заместитель начальника Главного управления (ГРУ) Генштаба генерал-лейтенант Вячеслав Кондрашов и другие очень серьезные специалисты в военной области подробно разъясняли представителям западного дипкорпуса позицию России по столь острой теме, как ПРО.
Об этой позиции военные рассказывали и делегации вооруженных сил Франции во главе с начальником главного штаба ВС Французской Республики адмиралом Эдуардом Гийо, которую пригласили в святая святых – Главный центр предупреждения о ракетном нападении (ГЦ ПРН) Космических войск, расположенный в подмосковном Солнечногорске. Где им продемонстрировали особенности работы боевого расчета командного пункта, а также ознакомили с возможностями системы предупреждения о ракетном нападении, ее филиалов в Лехтуси (Ленинградская область), Армавире (Краснодарский край), Габале (Азербайджан) и в других районах страны и ближнего зарубежья по обнаружению контролируемых объектов. Например, Иран, ракетного нападения от которого так опасаются в НАТО. Он, показали французам в Солнечногорске, тоже входит в зону российского постоянного мониторинга, пишет газета.
Посещение иностранной военной делегацией столь чувствительного места для российских военных, как ГЦ ПРН, произошло на моей памяти, кстати, впервые. Еще на большую открытость пошли отечественные генералы, когда привезли представителей западного экспертного сообщества, прилетевших в Москву на заседание военной секции международного дискуссионного клуба «Валдай», в подмосковное Софрино на многофункциональную радиолокационную станцию предупреждения о ракетном нападении системы ПРО Москвы А-135 «Дон-2Н».
В составе группы было около 30 человек из девяти стран, в том числе США, Франции, Германии, Польши, Шотландии, Норвегии, Японии. Тем не менее гостям продемонстрировали особенности работы боевого расчета, а также ознакомили с возможностями системы ПРО по обнаружению контролируемых целей, показали на экране огромного монитора, размещенного на стене командного пункта, границы действия станции, которые включают в себя всю Европу с прилегающими к ней морскими акваториями и почти весь Ближний и Средний Восток, в том числе северную часть Ирана. Начальник штаба Космический войск генерал-майор Владимир Деркач рассказал им об уникальных возможностях станции, которая способна обнаружить в контролируемом ею пространстве сферу диаметром 10 сантиметров, построить траекторию ее полета и при необходимости выдать команду на ее ликвидацию, добавляет издание.
А вечером с военными экспертами дискуссионного клуба «Валдай» встречались заместитель министра обороны России Анатолий Антонов и новый начальник Главного управления международного военного сотрудничества, пришедший, как и Антонов, в военное ведомство из МИДа, Сергей Кошелев. Речь опять шла о проблеме противоракетной обороны, которую создают в Европе США, и о предстоящем саммите Совета Россия-НАТО на уровне министров обороны, который открывается в Брюсселе 8 июня.
Перспективы договориться с Североатлантическим альянсом об участии России в совместной ЕвроПРО, по словам дипломатов, весьма призрачны. НАТО, видимо, с подачи Вашингтона упорствует в нежелании учесть российские озабоченности и не принимает наших предложений по разграничению зон ответственности на Старом континенте на российский и атлантический секторы. Главное, что мешает договориться, – отсутствие доверия друг к другу и нежелание услышать озабоченности Кремля. Как заявил Антонов, «они нас слушают, но не слышат». И если договориться все же не удастся, то, по словам наших специалистов, Москва хотела бы получить от США и НАТО юридически обязывающие гарантии, не зависящие от того, кто придет или находится у власти в Вашингтоне, ненацеленности их системы ПРО против стратегических сил сдерживания России, размещенных в европейской части страны.
Какие это могут быть гарантии? Во-первых, договор между Россией и США по этому вопросу. Но а если его не удастся ратифицировать в Конгрессе, то юридические обязательства Вашингтона не разворачивать свои новые модернизированные системы ПРО в Польше и на севере Европы, включая зону Балтийского моря. Ограничить количество развернутых систем согласованным количеством ударных комплексов, а также понижением их боевых возможностей. Чтобы они могли перехватывать ракеты средней и меньшей дальности, которые есть или могут быть у стран с непредсказуемыми режимами, и не угрожали российским межконтинентальным ракетам.
У военных экспертов большой скепсис по возможности об этом договориться с НАТО и Вашингтоном. Впрочем, дождемся саммита в Брюсселе. Может, оттуда поступит более обнадеживающая информация, чем из Довиля.
Москва-Вашингтон, Дарья Неклюдова
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».