Самые популярные продукты питания в России подорожали за год на 55% Овощная инфляция подстегнула продовольственную
Продуктовая инфляция в России составила за год около 30%, в то же время самые популярные продукты питания – картофель, овощи и подсолнечное масло – подорожали за год на 55%. Такие результаты мониторинга цен объявила в конце прошлой недели Общественная палата (ОП). Россияне в среднем тратят на еду около 30% семейного бюджета, а в бедных семьях этот показатель доходит и до 50%, что в несколько раз больше, чем в благополучных европейских странах, пишет "Независимая газета".
В мае этого года инфляция на основные продукты питания в России составила 30% по отношению к маю 2010 года. К такому результату пришли специалисты ОП, которые обнародовали в минувшую пятницу результаты своего годового мониторинга розничных цен на социально значимые продукты питания.
Рабочая группа ОП по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам в течение года замеряла цены на набор основных продуктов питания – хлеб, сахар, яйца, молоко, творог, масло сливочное, говядину, свинину, курицу, минтай, масло подсолнечное, картофель, капусту, морковь, свеклу, лук репчатый. Мониторинг проводился по восьми городам России – Москве, Санкт-Петербургу, Хабаровску, Екатеринбургу, Ростову-на-Дону, Новосибирску, Нижнему Новгороду, Ставрополю, отмечает издание.
В Ставрополе и Екатеринбурге продуктовая инфляция разогналась за год до 20%, в Ростове и Санкт-Петербурге – до 27 и 29% соответственно, в Нижнем Новгороде и Новосибирске – до 32 и 33% соответственно, в Хабаровске и Москве – до 38 и 39% соответственно. В Москве, как показал мониторинг, среднегодовая стоимость продуктового набора была наиболее щадящей – примерно 1330 руб. Самым дорогим продуктовый набор оказался в Хабаровске – около 1800 руб. Довольно пестрой оказалась картина и по росту цен на отдельные продукты питания. К примеру, согласно расчетам ОП, картофель, овощи и подсолнечное масло за год подорожали в России на 55%, сахар – на 25%, батон нарезной – на 22%, молоко – на 19%, пишет «НГ».
Специалисты ОП обращают внимание: «Набор продуктов питания в РФ стоит на 13% больше, чем в среднем в США, Китае, Португалии и Испании. При этом средняя зарплата в РФ на 25% ниже, чем в среднем по указанным странам». «Опираясь на эти данные, можно говорить о том, что достигнут пик покупательской способности российского населения. В случае дальнейшего увеличения цен россияне будут вынуждены менять структуру потребления в сторону более простых продуктов или меньшего потребления традиционного меню», – прокомментировал журналистам результаты исследования руководитель рабочей группы ОП Михаил Попов.
Сопоставил российские реалии с иностранными и Росстат, который в минувшую пятницу опубликовал справку об индексе потребительских цен в РФ и в других странах. За первые пять месяцев 2011 года инфляция в России составила 4,8%, что почти в 2,5 раза выше, чем в Евросоюзе, в котором инфляция равнялась в среднем 1,9%. Такую же, как и в России, инфляцию показал Казахстан. Хуже, чем в России, дела с инфляцией обстоят у Турции (рост цен на 4,9%), Украины (рост цен на 5,5%) и у Белоруссии, которая из-за последних событий не идет ни в какое сравнение (рост цен на 25,4%). Однако в большинстве развитых стран инфляция была значительно ниже 4%. Самой низкой она оказалась в Норвегии, Германии и Швейцарии – менее 1%.
Немного иначе ситуация сложилась с продуктовой инфляцией (инфляция за вычетом цен на услуги и непродовольственные товары). В России за пять месяцев 2011 года продукты питания подорожали, согласно Росстату, на 5,5%, в целом в Евросоюзе – на 2,6%. А в таких странах, как Румыния, Кипр, Латвия, Словакия, Польша, Литва, Словения и Венгрия, продукты подорожали даже больше, чем в России, – примерно на 6-9%. Вообще не росли цены на продукты питания в Швеции, а в Ирландии и Великобритании они подорожали меньше чем на 1%, добавляет газета.
При этом на фоне европейцев россияне тратят на продукты питания очень большую часть семейного бюджета – примерно 30%. К такому выводу пришли эксперты центра экономического анализа «РИА-Аналитика». Основываясь на данных Евростата, они подготовили рейтинг 38 европейских государств по доле расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов. Сведения взяты за 2009-2010 годы. Из рейтинга следует, что меньше всего в структуре семейного бюджета тратится на еду в таких странах, как Люксембург, Великобритания и Ирландия (от 8 до 8,6%), Австрия и Германия (9,6 и 9,8% соответственно), Дания, Нидерланды и Норвегия (от 10 до 10,9%), Швеция и Финляндия (от 11 до 12%). Россия же заняла в этом рейтинге только 34-е место (28,8%). После России идут Македония (30,5%), Белоруссия (39,2%), Молдавия (40,8%). Хуже всего дела обстоят в Украине, жители которой тратят на продукты питания ровно половину семейного бюджета.
«Очевидно, что в странах с богатым населением и высоким уровнем жизни доля расходов на продукты питания низка. Чтобы обеспечить достойный набор калорий, жителям таких государств достаточно тратить десятую часть своего бюджета. Остальную часть (за вычетом так называемых обязательных платежей) они расходуют на одежду, досуг, предметы роскоши и просвещение, – резюмируют эксперты «РИА-Аналитики». – Совсем иная ситуация в странах, где доходы низки, а цены совсем не соответствуют зарплатам. Населению таких государств приходится думать прежде всего о том, как себя прокормить».
Директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова обратила внимание, что по доле потребительских расходов на продукты питания Россия в целом приближается к нижней отметке развитых стран: «По крайней мере по этому показателю она ближе к европейским странам, чем, например, по показателю обеспеченности жильем, по продолжительности жизни или по доступности кредитов». Данный показатель, по словам Овчаровой, свидетельствует также о разнообразии рынка услуг в той или иной стране. Некоторые исследования показывают, что если бы инвестиционный климат в России был лучше, то и доля расходов на питание в стране заметно сократилась бы. Тут, уточняет Овчарова, речь идет в основном о расходах на питание обеспеченных слоев населения. Рынок услуг – например, качественного общепита – в России очень дорогой. И поэтому даже обеспеченные слои тратят в России на продукты больше, чем в Европе, где высоки популярность и доступность питания вне дома.
Но самое главное, по мнению Овчаровой, состоит в том, что Россия значительно отстает от развитых стран по структуре потребления бедных семей. Связано это с крайне высокой дифференциацией по доходам: разрыв между 10% бедных и 10% богатых в России превышает 16 раз, а типичный показатель расслоения в европейских странах – всего 9 раз. В итоге 10% населения, признанного самым бедным, тратит в России на продукты питания в городской местности 50% семейного бюджета, а в сельской – 55%. В то время как в США у бедных семей эти траты достигают 30%, а в Великобритании – 25%.
Москва, Дарья Неклюдова
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».