Нападений на национальной почве в России стало меньше Ультраправые группировки заслуживают серьезного внимания
Информационно-аналитический центр «СОВА» представил доклад о деятельности радикальных националистов в России за 2011 год.
В докладе «Между Манежной и Болотной», охватывающем период с декабря 2010 года (события на Манежной площади в Москве) по декабрь 2011 года (оппозиционные митинги после парламентских выборов), подчеркивается, что главным позитивным итогом прошлого года стало значительное уменьшение числа жертв расистского насилия, передает Би-би-си.
И хотя праворадикальные и националистические группировки и движения в России до конца 2011 года продолжали считать себя самой активной политической силой в стране, повторить «успех» «Манежки» им не удалось.
Один из авторов доклада, директор центра «Сова» Александр Верховский в интервью Русской службе Би-би-си сказал, что после Манежной площади у националистов было очень много оптимизма, это было триумфальное для них событие, и была надежда, что подобное повторится.
«Но жизнь показала, что все не так просто и повторить ничего не удалось. И не только потому, что этому противодействовали власти, но и потому, что основные массы молодых людей, не организованных политически, но являющихся основной ударной силой на Манежной, не очень легко мобилизуются», – подчеркнул Верховский.
В докладе аналитического центра говорится, что в 2011 году от расистского и неонацистски мотивированного насилия в России погибли 20 и пострадали 148 человек. Для сравнения, в 2010 году погибли 42 и был ранен 401 человек.
«Конечно, у нас распространены различные ксенофобные настроения, но нельзя сказать, что они формируются националистами»
При этом авторы доклада подчеркивают, что в эти данные не включены случаи нападения в республиках Северного Кавказа, а также жертвы массовых драк.
Традиционными центрами такого насилия по-прежнему остаются Москва и Санкт-Петербург.
Жертвами подобных преступлений чаще всего становятся выходцы из Центральной Азии, уроженцы Кавказа (переместившиеся со второй на четвертую позицию по числу нападений), темнокожие, а также участники субкультурных групп и антифашисты.
Кроме этого, жертвами нападений порой оказываются просто аполитичные молодые люди, которые, по мнению нападавших, ведут «нездоровый образ жизни».
В докладе также сообщается, что в 2011 году не прекращалась и практика публичных угроз, раздававшихся, в основном, в адрес журналистов и общественных активистов.
В то же время, отмечается противодействие властей подобным преступлениям. Сразу несколько громких уголовных дел в отношении ультраправых группировок завершились обвинительными приговорами.
Были также запрещены несколько организаций, – самая известная из которых – ДПНИ, но, как отмечается в докладе, это не помешало членам запрещенных организаций продолжать свою деятельность.
Возникшее в России после декабрьских парламентских выборов протестное движение приняло в свои ряды и представителей националистических организаций.
Директор Центра «Совы» отмечает, что, если до этого с лидерами демократической оппозиции националистам надо было как-то договариваться и это не очень-то получалось, то после выборов «двери были открыты».
«Появилось массовое протестное движение, в которое очень легко вписаться. В акциях после парламентских выборов их голос прозвучал довольно сильно. По крайней мере, на таких больших митингах раньше им не приходилось выступать», – сказал Би-би-си Верховский.
В то же время, он признает, что в процентном соотношении, по сравнению с другими политическими силами, доля националистов была небольшой.
«Наибольшее число националистов было на марше на Якиманке, но их было максимум 800-900 человек – при общей численности в десятки тысяч человек. И среди политических колонн колонна националистов была самой маленькой», – отмечает эксперт.
Александр Верховский считает, что подобное соотношение является показательным и для всего российского общества, которое вяло реагирует на националистические движения.
«Конечно, у нас распространены различные ксенофобные настроения, но нельзя сказать, что они формируются националистами. Для граждан вообще все эти движения – это какие-то второстепенные, если не третьестепенные медийные образы. Они их не видят, знают о них понаслышке и симпатий особенных не испытывают», – сказал в интервью Верховский.
В то же время, в докладе центра «Сова» подчеркивается, что, хотя движение русских националистов и не стало значимой частью протестного движения, но оно играет настолько заметную роль в происходящем, что заслуживает самого серьезного анализа.
Москва, Дарья Некюдова
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».