Ученые нашли кладбище древнеримских гладиаторов
Ученые впервые обнаружили древнее кладбище гладиаторов. Анализ костей и повреждений обеспечит историков информацией о том, как эти люди жили, сражались и умирали. Захоронение было обнаружено в Эфесе – одном из крупных городов Римской империи, расположенном на территории современной Турции.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», рисунки с мотивами гладиаторских боев обнаружены почти на трети всех масляных светильников римского периода, найденных во время раскопок на территории бывшей Римской империи, что доказывает их огромную популярность в то время.
Находка кладбища является очень важной с научной точки зрения. Она дарит историкам редкую возможность найти ответ на вопрос, насколько гладиаторы рисковали жизнью, выступая на арене, и какой шанс имели уйти живыми.
«Сражение ограничивалось множеством правил и было тщательно стилизовано», – говорит Маркус Юнкельман из Мюнхенского университета. Знаменитые гладиаторские бои были переняты римлянами у греков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу.
В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговоренные к смертной казни. Законы Древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы на полученные деньги можно было выкупить свою жизнь.
Бои проводились в театрах, на аренах и площадях. Они получили большую популярность, и вскоре гладиаторы начали биться не на смерть, а до первого ранения или до отказа одного из участвующих. Со временем этому типу борьбы было разрешено даже обучать в римских школах, нечто вроде современного урока физкультуры.
«По уровню подготовки они были похожи на нынешних спецназовцев, – говорит Маркус Юнкельман. – Их мускулы были чрезвычайно развиты усиленной тренировкой и превосходной диетой».
Вне амфитеатра жизнь гладиаторов проходила как у современных атлетов – строгая диета и физические упражнения. Жили они в специальных казармах. Питались калорийной смесью, состоящей из зерновых культур. Но на ужин перед сражением могли употреблять все что хотели, включая «женское общество» из приличных «заведений».
Многие гладиаторы подрабатывали, служа телохранителями у знатных господ, или участвовали в праздничных дуэлях, где запрещался смертный исход. О том, что ученые имеют дело именно с захоронением гладиаторов, исследователи поняли из надписей и изображений на трех надгробных камнях. Всего в могилах было обнаружено 67 скелетов людей в возрасте от 20 до 30 лет.
Были случаи, когда граждане в погоне за славой и деньгами отказывались от собственной свободы и становились гладиаторами. Среди них встречались даже женщины – в 63 году н. э. император Нерон издал указ, разрешающий свободным женщинам участвовать в гладиаторских турнирах.
После него в Путеолах устраиваются сражения женщин-эфиопок. А император Домициан в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов, пишет деловая газета «Взгляд».
Для того чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мертвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести.
Первым из них было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон – полное соблюдение правил чести.
Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий свое полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло.
Всего существовало 8 классов гладиаторов, каждый из которых имел свои строгие правила и специальное обмундирование. Некоторые надевали металлические шлемы, другие защищали голову и шею установленным на плече металлическим или кожаным щитом.
Были среди них обладатели трезубцев и сетей, похожих на рыбацкие. Другие имели короткий меч под названием гладиус, от которого и получили свое название гладиаторы. Имелись также специальные защитные пластины для рук и ног.
Но все было продумано таким образом, что каждый класс имел свои более открытые уязвимые места. Поэтому во время состязаний не было никакой возможности предугадать по обмундированию, кто из гладиаторов сможет победить. Это придавало боям особый интерес.
В фильмах мы часто видим римских императоров, поднимающих или опускающих большой палец во время гладиаторских боев. Но этому нет никаких исторических подтверждений, хотя жесты действительно использовались на аренах, поскольку гладиаторы не могли говорить.
Если один из гладиаторов перед боем поднимал вверх указательный палец, это означало, что сражение должно продолжаться до первого ранения. Если рука во время боя была поднята вверх, а большой палец находился в горизонтальном положении – это значило, что гладиатор просит его прикончить. Хотя иногда просил и о пощаде, когда кулак был сжат.
Только судья, присутствующий при гладиаторских боях, мог принимать решения. Если его рука была сжата в кулак – прощение, если кулак был разжат – смерть. Назначение судей происходила исключительно по приказу императора.
В ходе изучения останков оказалось, что у многих из этих людей были травмы. Но эти повреждения подвергались тщательному и дорогому лечению, что свидетельствует об особенном отношении к гладиаторам.
Также по одному из этих скелетов удалось выяснить, что его владельцу была произведена ампутация конечности, проведенная именно хирургическим путем. Кроме того, Гроссшмидт и Канц из Венского университета обратили внимание на то, что ранения немногочисленны, а это говорит о том, что сражения, в которых эти гладиаторы принимали участие, не были массовыми побоищами.
Возможно, это было что-то вроде дуэлей, при которых мог присутствовать некто вроде секунданта. Помимо упомянутых травм, исследователи нашли следы других ран, которые не подвергались лечению и, очевидно, являлись причиной смерти.
К таким ранениям относят, например, порезы на позвонках от мечей и некоторых других костях и следы от трезубцев на черепах. Также ученые нашли на черепах отверстия квадратной формы. Такие травмы, по всей видимости, стали результатом удара тяжелым молотом.
По словам профессора Канца, это подтверждает мнение ряда археологов о том, что на арене присутствовал «ассистент», который наносил поверженному тяжело раненному гладиатору завершающий смертельный удар.
По убитым гладиаторам проводили религиозные панихиды и собирали их кровь, так как она считалась священной. Ее давали пить больным эпилепсией, поскольку древние римляне верили в ее целебные качества.
Существовали самые различные поверья, связанные со смертью гладиаторов. Так, например, богатые невесты во время свадебной церемонии втыкали в свои волосы шпильки, смоченные кровью убитого гладиатора. Считалось, что это сопутствует счастливой семейной жизни, как в наши дни бросать рис на молодоженов.
С расширением Римской империи на аренах начали появляться эмигранты, готовые сражаться за меньшую плату. С этого момента начинается упадок гладиаторских боев. С принятием христианства положение ухудшается. Постепенно гладиаторы были отстранены от публичных зрелищ. Несмотря на запреты, эти сражения продолжались до V века н.э.
Ученые утверждают, что они имеют дело с первым известным науке кладбищем гладиаторов. По словам доктора археологии Шарлотты Робертс из университета Дарема, не принимавшей участия в исследовании, но прокомментировавшей его, это открытие чрезвычайно важно.
Она объясняет это тем, что ничего подобного раньше не находили, а также тем, что данная работа успешно развеивает многие неверные представления о жизни и смерти гладиаторов.
В настоящее время в Италии созданы спортивные организации, где полностью воспроизведены правила боя и обмундирование, использовавшиеся в Древнем Риме. Единственная разница состоит в том, что не происходит пролития крови.
С 1994 года в Комо, Бергамо и в Риме открыты школы для современных гладиаторов. В 2000 году в городе Алассио впервые проведен интернациональный турнир гладиаторов.
Стамбул – Рим, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».