Общественник напомнил Джемилёву, как памятником Екатерине восхищался Гаспринский
Категорическое непринятие идеи установки памятника Екатерине II в Симферополе, озвученное лидером меджлиса Мустафой Джемилевым, вызывает удивление.
Об этом «Новому Региону» заявил представитель севастопольского Центра защиты семьи и детства «Русичи» Павел Буцай.
«Чрезвычайно удивляет последнее заявление лидера меджлиса татар Крыма Мустафы Джемилева относительно возможности восстановления в Симферополе памятника императрице Екатерине II. Создается впечатление что Джемилев либо не знает истории своего народа, либо сознательно вводит в заблуждение как своих соплеменников, так и доверчивых крымчан. Более вероятно второе, но не будем голословны и предоставим отрывки из статьи самого почитаемого культурного и государственного деятеля татар Крыма Исмаил-Бея Гаспринского «Перед монументом Екатерины II», напечатанной 27 октября 1890 года, в выходившей в Бахчисарае газете «Переводчик», предоставленную научными сотрудниками Крымского краеведческого музея:
«...Вот великолепный памятник, поставленный Ей на Симферопольском бульваре: среди цветника, на гранитной красивой глыбе стоит бронзовая статуя, но этот памятник почти ничто в сравнении с тем, который воздвигнут Ее деяниями в сердцах миллионов мусульман!
Величайшая дочь великого XVIII века, давшая плоть и кровь наилучшим и трезвым идеям своего времени. Она первая поняла, что такое Восток, на который лишь указывал Великий Петр. Она поняла дух мусульман и с проницательностью великого ума и с примиряющей любовью женского сердца дала мусульманам мир, уверенность и успокоение. Она в несколько могущественных росчерков превратила мусульман не в подданных, удерживаемых силой оружия, а в преданных сынов, смирных, беспритязательных... Ее гений, Ее великий дух тогда же пронесся до снеговых твердынь Тяньшаня и Гималая, смущая и чаруя не обузданные до того народы Азии.
Столетием позже горсть солдат при одной или двух пушках могла избороздить половину громадного материка, оставляя открытыми свой тыл и углубляясь на тысячи верст в сплошь мусульманские страны. Не отвергаю доблести войск и вожатых, но блестящие походы их осенялись невидимыми крыльями Духа почившей Царицы!
Мог ли Восток не быть очарованным и благоговейно смиренным, когда возобновление мечетей и мусульманской службы в Казани, учреждение Духовного собрания в Уфе, постройка мечетей для киргиз в Орде, основание медресе в Бухаре, пожертвование денег на Ханскую мечеть в Бахчисарае – плоды Ее мудрости, милости и божественной терпимости – громко и внушительно поучали мусульман, что они не чужды России, что правоверие не помеха их бытию и преуспеянию!
Фанатизм, недоверие и опасения были разом сильно подорваны. И в Казани, и в Крыму мусульмане того времени восторженно встречали не чуждую, а свою «Матушку Катарину Падиша», имя которой священно для мусульман и известно в богатом серале мурзы и в бедной лачуге селянина.
Чувства эти живут и передаются из поколения в поколение как величайший, нетленный памятник, созданный самой Царицей. Исмаил-Бей Гаспринский», – процитировал Буцай.
Севастополь, Виктор Орлов
© 2012, «Новый Регион – Севастополь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».