Сотрудник морга Севастополя рассказал о коррупции и вопиющих нарушениях в учреждении (ФОТО, ВИДЕО)
В коммунальном учреждении «Севастопольское городское бюро судебно-медицинской экспертизы» налажена целая система фальсификации экспертиз. Кроме того, трупы там хранятся ненадлежащим образом, а клиентам не оказывают тех услуг, за которые берут деньги.
Об этом в интервью «Новому Региону» рассказал сотрудник морга Дмитрий Корилец.
«Довольно часто у нас бывают ситуации, когда документы выдаются без трупов. То есть, вскрытия еще не было, а человеку выдают справку любыми путями. Он платит – документация выдается по визуальному осмотру тела. Чаще всего ставится диагноз «сердечный приступ» или «отек головного мозга», – рассказал Дмитрий.
По его словам, в морге существует система сбора материала для дальнейших фальсификаций заключений экспертизы. То есть, берется кровь у «некриминальных» трупов. Существуют ситуации, когда родственники или работодатели умершего готовы заплатить за фальшивую экспертизу большие деньги.
«Если человек умер на производстве, а у него в крови обнаружен алкоголь, работодатель не должен выплачивать материальную компенсацию. Соответственно, родственникам это невыгодно. Тут идет борьба: кто больше заплатит денег за нужный результат», – говорит Дмитрий.
Он полагает, что фальсификации происходят перед отправкой образцов в симферопольскую лабораторию. Материалы передают в обыкновенных коробках, завернутых в целлофановые пакеты. Их не пломбируют и не оформляют должным образом.
«Открыть-закрыть их может любой и каждый. Иногда, приходя утром на работу, я нахожу открытыми коробки, которые с вечера упаковывали. Возят их на машине в Симферополь без всякого контроля милиционеры. Наши сотрудники с ними не ездят. Иногда поручения выполняют случайные люди. Доходило до смешного: милиция поймает кого-то, а тот, чтобы отмазаться, везет», – говорит Дмитрий.
По его словам, морг не справляется с тем количеством трупов, которое поступает, особенно, после выходных. В результате тела хранятся практически вповалку.
«Невозможно хранить в камере на 9 квадратных метров даже 5 трупов. Она рассчитана на 4 каталки. Но в морге всего фактически 3 каталки. В понедельник приходишь – от 20 до 30 умерших. Как их разместить? Приходится ходить по трупам», – рассказал Дмитрий. Он лично заснял груды трупов на полу морга и передал видеозапись телеканалу ICTV.
По его словам один из холодильников в морге арендует частное предприятие, зарегистрированное на руководителя бюро судмедэкспертизы Александру Вербицкую. Дмитрий уверен, что сумма арендной платы не превышает 200 гривен в месяц.
Родственникам умерших предлагают хранить тела «с удобствами» в частном холодильнике. При этом им навязывают массу услуг по работе с внешним видом трупов, которые на самом деле не оказываются. «Пакет» стоит от 800 до 3500 гривен.
«В договоре указываются, что трупы обмываются физраствором. Я этого физраствора в глаза не видел. Но если родственники откажутся от услуг, им в отместку могут вернуть тело вообще голым», – говорит Дмитрий.
Он рассказал о беспрецедентном случае: две недели назад в морге случилась драка. С санитарами пытались выяснить отношения родственники, которым выдали чужой труп. При этом сотрудники морга пытались уверять, что все в порядке.
Дмитрий не скрывает, что возмущен теми объемами работы, которые навязывает начальница. Нормы экспертов и санитаров при той же зарплате завышены в разы.
Его рассказу можно было бы и не поверить, но в распоряжении «Нового Региона» оказались материалы проверки севастопольского бюро судебно-медицинской экспертизы, которую по приказу министра здравоохранения в январе 2011 года провела комиссия из 4 начальников аналогичных бюро из крупных областных центров Украины.
Результаты проверки имеются в распоряжении «НР»
Комиссия пришла к выводу, что севастопольское бюро работает с грубыми нарушениями, что «ставит под сомнение каждый вывод эксперта о причинах смерти».
«Во многих случаях во время исследований не отбираются объекты для исследования в отделениях судебно-медицинских лабораторий. При этом без получения гистологических препаратов устанавливаются такие диагнозы как отравление алкоголем, алкогольная кардиомиопатия, травматические причины смерти, черепно-мозговые травмы. В некоторых случаях вывод про причину смерти не отвечает обстоятельствам дела, результатам исследования и т. д.», – говорится в акте комиссии.
Проверка выявила нарушения
В документе приводятся конкретные примеры, когда в качестве причин смерти указывались острая сердечная недостаточность, отравление спиртом или неизвестным ядом, однако кровь покойного на судебно-токсикологическое исследование при этом не направлялась. Проводились лишь макроскопические исследования.
Не брались анализы на наличие алкоголя у жертв ДТП. У других погибших при наличии множественных травм причина смерти либо вообще не установлена, либо называется отек мозга.
Нарушения перечисляются в результатах проверки
В 2010 году в бюро проводилось 26 экспертиз полового состояния (изнасилования или мужеложества), но только в 4 случаях тампоны и стекла были направлены на судебно-иммунологическое исследование. Впрочем, ни один из 4 анализов обратно так и не вернулся.
Комиссия пришла к выводу, что захоронение биологических объектов в Севастополе производится с грубыми нарушениями. Биоматериалы трупов, полученные во время вскрытий, хранятся в неприспособленном помещении (металлическом гараже), в ненадлежащем состоянии, без четкой систематизации.
В севастопольском бюро просто нет целого ряда необходимых специалистов, а консультантов со стороны не привлекают.
Нарушения перечисляются в результатах проверки
Итоги проверки
Комиссия рекомендовала министерству провести повторную проверку севастопольского бюро через полгода, однако, насколько нам известно, такая проверка не проводилась.
Рекомендации по итогам первой проверки
Система фальсификаций не только создает проблемы родственникам умерших и их работодателям, она ломает человеческие судьбы.
Как стало известно «Новому Региону», 10 октября 2012 года следственным управлением севастопольского УМВД было возбуждено уголовное дело против врачей-психиатров Александра Киктева и Андрея Доброскокова, которые якобы ненадлежащим образом выполнили свои врачебные обязанности.
Эта история началась в июле 2010 года, когда в частную клинику «АНИМА» поступил 35-летний Сергей Артамонов, страдающий хроническим алкоголизмом. Врачи пытались вывести пациента из запоя. Через 2 дня Артамонов неожиданно потерял сознание в туалете. Проведенные реанимационные мероприятия результата не дали, мужчина скончался.
Труп, как и положено, был вскрыт в морге Первой городской больницы. В акте вскрытия основной причиной смерти указана алкогольная энцефалопотия, осложненная очаговой пневманией и алкогольной кардиомопатией. Уголовное дело по факту смерти не возбуждалось.
Мать Артамонова не согласилась с выводами паталогоанатомов и написала заявление в городскую прокуратуру, в котором обвинила врачей в недобросовестности. После этого стали происходить странные вещи.
Как утверждает руководитель севастопольского бюро судмедэкспертизы Александра Вербицкая, она изъяла кусочки ткани органов Артамонова и направила их на исследование в Крымское бюро судмедэкспертизы, которое пришло к выводу, что алкоголик умер от кардиомиопатии и сливноочаговой гнойной бронхопневмонии, которую врачи не выявили. При этом головной мозг умершего не исследовался вообще.
Ставить диагнозы, безусловно, – дело специалистов. Но обращает на себя внимание другое: все происходило в июле. В Первой горбольнице труп вскрыли сразу после смерти Артамонова, анализы в Симферополе делали четыре дня спустя. После вскрытия мозг обычно кладут в брюшную полость, за четыре дня в нем, как и в других тканях, начались гнилостные процессы.
Но те, кто знает ситуацию в севастопольском бюро, сомневаются даже не в том, что в этих условиях симферопольские эксперты правильно определили причину смерти, а в том, что они вообще исследовали образцы тканей Артамонова. Ведь их исследование никто не заказывал и не оплачивал.
Эти сомнения усилились годом позже, когда правоохранительные органы плотно взялись за дело психиатров (почему – отдельная история). К этому времени пришли результаты экспертизы главного бюро судмедэкспертизы министерства здравоохранения Украины. Удивительно, но киевские эксперты исследовали мозг Артамонова, образцы которого до Симферополя, как мы помним, не дошли.
При детальном изучении вопроса выяснилась вообще поразительная вещь: в крымское бюро предметные стекла с образцами тканей Артамонова поступили под №3623, а в Киев были посланы стекла с актом №3265/10. То есть, там исследовались ткани другого человека.
Севастополь, Елена Острякова
© 2012, «Новый Регион – Севастополь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».