За что Лукашенко невзлюбил вино от «Инкермана» Авторская колонка
Недавний инцидент с запретом в Белоруссии партии вина крымского завода «Инкерман» – похоже, не просто частный случай, как это пытается представить производитель. Действия официального Минска дают повод поговорить о том, почему на полки магазинов поступают вина, одинаковые по названию, но отличающиеся по вкусу от тех, что получают призы на международных конкурсах.
Об этом в авторской колонке для РИА «Новый Регион» пишет адвокат Александр Пурас из юридической компании «Лорика».
Власти Белоруссии отменили сертификат на поставку партии вина от «Инкермана», ссылаясь на несоответствие указанной продукции ГОСТу по органолептическим показателям.
Органолептические показатели – это цвет, вкус и запах продукта, их сочетание. Если по остальным параметрам ГОСТа, вызывающим сомнение, можно провести лабораторные исследования, определить крепость напитка или, например, наличие вредных веществ, то органолептика – это удел специалистов-дегустаторов и носит сугубо субъективный характер.
Впрочем, каждый потребитель, будь то просто любитель вина или тонкий ценитель, при выборе этого напитка, прежде всего, как раз ориентируется на его органолептические свойства. Какие только эпитеты не придумывают виноделы и дегустаторы, чтобы расхвалить свой напиток и заинтриговать покупателя. Описание привкусов и послевкусия вина можно встретить почти на каждой этикетке. Именно эти характеристики, наряду с химическим составом, и входят в ГОСТ вина, а потому должны строго соблюдаться.
Вина, строго отвечающие заявленным требованиям, участвуют в многочисленных выставках, ярмарках и специализированных конкурсах по всему миру, где именно благодаря уникальным органолептическим свойствам завоёвывают медали и различные гран-при, изображения которых, производитель с гордостью размещает на этикетках. Только вот выпускать вино-призёр в промышленных масштабах производитель перестаёт очень быстро, заменяя его в лучшем случае виноматериалом среднего качества.
Виноматериал высокого класса производитель предпочитает продавать цистернами – ещё до момента полного созревания вина. Основными потребителями этого сырья является Россия, страны ЕС и, как ни странно, Молдова. Продавать виноматериал тоннами выгоднее, чем готовое вино – за счёт неуплаты акцизного сбора на спирт. Поэтому на конвейер розлива готовой продукции попадает то, что по понятным причинам не приобрели иностранные производители.
Кстати, экономическая политика Белоруссии в отношении импорта алкоголя является достаточно оригинальной. Так, например, существуют строгие квоты на импорт алкогольных напитков. Этими квотами оперируют подконтрольные государству предприятия, и именно их руководители решают, спиртные напитки каких именно производителей попадут на внутренний рынок республики.
Данная система способствует процветанию коррупции в этой сфере. Например, предприятие «Массандра», «не смогло» попасть на Белорусский рынок со своей бутылированной линейкой и было вынуждено продавать виноматериал тоннами. К слову сказать, законодательство РБ в этом случае разрешает сделать отступление от квоты, так как уже на территории Белоруссии это вино разливается в бутылки с этикеткой завода «Массандра», и, нужно полагать, что при этом соблюдаются все технологические нормы.
Кроме того, нормативные акты этой страны разрешают импорт исключительно марочных (более 3 лет выдержки) вин, а запрещенная к ввозу партия вина Инкерманского завода таковым не является.
Между тем, украинские виноделы рискуют и в дальнейшем оказываться в неприятных ситуациях в связи с качеством выпускаемой продукции. Чего только стоит фирма, расположенная в Одесской области (на границе с Молдавией), выпускающая в 2 раза больше виноматериала, чем все винодельческие предприятия Севастополя и окрестностей!
Согласно нормативно-правовым актам, фирма-продавец виноматериала обязана иметь подтверждение поставки сырья, то есть, самого винограда. А как же быть тогда такому гигантскому производителю, который не имеет своих виноградников? Выход был найден в виде массовых закупок винограда-сырья у населения, правда, лишь на бумаге.
В числе постоянных клиентов этого чудо-завода, выпускающего виноматериал в буквальном смысле из воды и искусственной органолептики, значатся не только российские и молдавские торговые марки, но и частенько партию-другую приобретают крымские виноделы для «разбавления» линейки ординарных вин своего производства.
Как ни странно, данный продукт пользуется хорошим спросом у потребителя на внутреннем рынке, прежде всего, благодаря невысокой цене в рознице (30-40 грн за бутылку). Подобная жидкость также активно экспортируется в страны бывшего Союза, где по причине дешевизны и непритязательности потребителя тоже становится частым атрибутом застолья.
Так было до недавнего времени. Однако на днях из страны, не избалованной древними традициями виноделия и с не самым взыскательным потребителем, прозвенел «первый звонок» и для «Инкермана», и для других заводов полуострова.
Минск – Севастополь, Александр Пурас
© 2013, «Новый Регион – Севастополь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».