Дмитрий Овсянников: Мне экономика нравится больше, чем политика Интервью с врио губернатора Севастополя
Исполняющий обязанности губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников признался, что ему больше интересна экономика, нежели политика. Тем не менее, он не скрывает свои планы на участие в предстоящих выборах, и заявляет, что не опасается имиджа «варяга» и готов реализовать любые разумные идеи для развития города, в том числе своих политических оппонентов.
В интервью РИА «Новый День» Овсянников в то же время сообщил о проектах по решению транспортных проблем Севастополя, особенностях жилищного строительства в новых условиях и освоения средств из Федеральной целевой программы (ФЦП), а также планах по привлечению туристов в город, строительстве аэропорта «Бельбек» и перспективах курортного сбора.
«Новый День»: В ноябре в Симферополе проходило совещание по поводу ввода курортного налога. Ваша позиция – не спешить с этим нововведением? Почему?
Дмитрий Овсянников: Если у нас будет возможность позже присоединиться к участию, я подчеркну, в эксперименте по введению курортного сбора, мы бы хотели ей воспользоваться. Я напомню слова президента, который говорил, что нужно крайне осторожно относиться к введению данного сбора, просчитать все плюсы и минусы.
Мы видим, что Севастополь – это, прежде всего, город, который турист посещает в течение одного дня, постоянно проживая в иных курортных местах Крыма. Соответственно, с этой категории отдыхающих мы курортный сбор получить не сможем. Что касается туристов, которые прибывают для отдыха непосредственно в Севастополь, то этот поток оценивается порядка 320-350 тысяч человек.
В случае, если размер сбора составит 50 рублей, затраты на администрирование этого сбора: создание специализированного Фонда, оплату труда его сотрудников, содержание помещения съедят потенциальные доходы.
Если же размер сбора будет выше, то мы должны учитывать другие факторы. Во-первых, у нас не так развит санаторно-курортный комплекс, как в Республике Крым. Туристы предпочитают снимать квартиры, либо комнаты в частных домах и мелких гостиницах. Соответственно, вся нагрузка по взиманию сбора ляжет, прежде всего, на крупные отели, которых у нас не так много. Стоимость их услуг неизбежно вырастет.
Во-вторых, в Федеральной целевой программе (ФЦП) выделяется значительный объем средств на развитие туризма в Крыму и Севастополе. Эти деньги уже уплачены налогоплательщиками. Таким образом, было бы логичнее сначала построить туристическую инфраструктуру, а уже потом вводить курортный сбор на ее развитие и содержание. Без «компенсации» дополнительной финансовой нагрузки на туристов, введение курортного сбора существенно повлияет на привлекательность не только Севастополя, но и Крыма.
Учитывая эти аспекты, мы вышли с предложением, чтобы Севастополь позже присоединился к предложенному эксперименту.
«Новый День»: Не получится ли так, что турист, прилетая в Республику Крым, которая участвует в эксперименте, будет отказываться от уплаты сбора, говоря, что приехал в Севастополь, а потом разъезжать по всему полуострову?
Дмитрий Овсянников: В действующей концепции законопроекта туристический сбор собирается на конкретной территории. Место взимания – гостиница. Таким образом, если турист едет в Республику Крым, то и сбор будет заплачен Республике Крым. Предложения о том, что турист должен платить сбор в аэропорту или на паромной переправе, имеют право на жизнь, но требуют дополнительной проработки.
«Новый День»: Не раз было декларировано, что в Севастополе планируется развивать патриотический туризм. Хотелось бы понять, что вы под этим термином подразумеваете, потому что Севастополь и так считается городом русской славы, русских моряков. В Севастополь не едут, по большому счету, для пляжного или экстремального отдыха, а именно чтобы посмотреть на бастионы, на Малахов курган. В чем новая особенность севастопольского патриотического туризма?
Дмитрий Овсянников: В вашем вопросе заложена значительная часть ответа. Да, к нам едут не для пляжного туризма. К нам едут из-за того многообразия видов отдыха, которое может предложить Севастополь.
Это и возможность отдыхать на море, наслаждаться великолепными природными ландшафтами. Уникальный проект, который еще только раскручивается – Большая Севастопольская тропа,– предоставляет возможность увидеть всю красоту наших гор.
Город известен такими объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, как, например, Херсонес. В прошлом году количество посетивших его туристов составило порядка 450-500 тысяч человек, а в этом году мы в сентябре уже побили миллионный рубеж. Такая же ситуация и в других наших музейных комплексах: туристический поток начал превышать их возможную пропускную способность.
В Севастополе можно увидеть большое количество событий – именно в этом мы сильны, в событийном туризме.
Некоторые из проектов приобретают круглогодичный формат. Например, Крымский военно-исторический фестиваль, который в 2017 году получит мощнейшее развитие. На его многочисленных площадках представлены различные эпохи: героическая оборона Севастополя времен Крымской войны, Великая Отечественная война и более ранние исторические периоды. Это яркий пример того, каким образом можно прививать патриотизм, интерес к истории и культуре нашей страны молодому поколению.
Еще один шаг, который может быть сделан для развития патриотического туризма в Севастополе – это создание филиала парка «Патриот». Это одна из возможностей показать подрастающему поколению потенциал российской армии, современные образцы вооружения, вовлечь в различные военно-спортивные мероприятия.
Не секрет, что данный проект вызывает очень пристальное внимание общественности. Оно связано с подходами к его реализации. Мы определили план совместных действий с Законодательным собранием города и Министерством обороны РФ, которого будем придерживаться – активно вовлекать горожан в обсуждение и подготовку проекта.
У нас много разнообразных конкурентных преимуществ, но военно-патриотическое воспитание, конечно, наша ключевая ниша. Поэтому я даже не удивился, когда на форуме ОНФ в Ялте президенту России Владимиру Путину было адресовано предложение о создании музейного комплекса на базе выведенного из эксплуатации военного корабля. Действительно в Севастополе пока еще нет такого объекта. Президент отреагировал положительно, дал соответствующие поручения и в обозримом будущем такой корабль станет одной из достопримечательностей города.
«Новый День»: Один из важных инфраструктурных проектов, который может увеличить туристический поток в Севастополь – строительство аэропорта «Бельбек». Конкурс выиграла малоизвестная фирма «Интеграл». Журналисты пытались найти офис этой компании, руководителя – бесполезно…
Дмитрий Овсянников: У нас в связи с западными санкциями подряды, контракты на многие ключевые проекты заключаются с малоизвестными фирмами, но мы понимаем, что за ними стоят достаточно известные корпорации – название фирмы само по себе ничего не значит. Тем более решение о выборе подрядчика находится в руках правительства Российской Федерации.
Тот расчет, который мы сделали совместно с одной из ведущих консалтинговых компаний «Люфтганза Консалтинг», строится на том, что проект создания гражданского сектора аэропорта «Бельбек» имеет «нишевую» направленность с минимальными затратами на аэровокзальный комплекс и техническое привокзальное обслуживание, связанное в том числе с заправкой воздушных судов. Он предполагает высокую загруженность с 1 мая по 1 октября. Это пик сезона, когда идет максимальный поток туристов.
Взлетно-посадочная полоса в хорошем состоянии, даже в лучшем, чем в Симферополе. Необходима реконструкция и строительство рулежных дорожек, перрона для стоянки воздушных судов, модернизация оборудования для организации воздушного движения. Затраты на эти цели оцениваются в 2 млрд рублей, средства предусмотрены в федеральной целевой программе. Они будут вложены вне зависимости от того, будет ли это гражданский сектор для приема литерных рейсов с пассажиропотоком 10 тысяч человек, или это будет аэропорт, где будет обслуживаться порядка 500 тысяч человек. Вся инфраструктура будет соответствовать любым нагрузкам.
Эту модель мы представили инвестору. Он выразил желание ее развивать, и 1 ноября мы направили соответствующую информацию в адрес заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Николаевича Козака, как и было поручено.
Максимум того, что мы могли сделать для обоснования проекта развития гражданского сектора аэропорта «Бельбек», мы сделали. Аргументы следующие: во-первых, это резервный аэропорт; во-вторых, это аэропорт, который имеет в рамках ФЦП средства на финансирование.
Если будет принято решение, что Севастополю не нужен свой аэропорт, то с этим нам придется жить и работать. Хотя оно вызовет протест со стороны населения города.
«Новый День»: Какой вы ожидаете турпоток в случае введения аэропорта?
Дмитрий Овсянников: В той модели, которую мы предложили – это 500 тысяч человек в год.
Мы сможем увеличивать турпоток, предлагая прямые рейсы из центральной России, Среднего Урала с прямой посадкой в Севастополе. Вы знаете, наш город имеет очень много соглашений с субъектами Российской Федерации. Он как магнит притягивает своими особенностями, патриотической и исторической ценностью. Мы предлагаем сделать аэропорт дополнительным элементом, привлекающим туристов.
Кроме того, мы аргументируем создание полноценного гражданского сектора в «Бельбеке» необходимостью обеспечения безопасности – позиционируем его, как резервный аэропорт для всего полуострова. Поэтому наше обоснование этого проекта шире, чем просто возвратность инвестиций.
Основной же аргумент, который противостоит нашему предложению – это угроза финансово-экономической модели инвестора аэропорта «Симферополь», снижение показателей ее окупаемости.
«Новый День»: Может быть, вам провести референдум или соцопрос, чтобы сделать выводы, сколько процентов горожан считают, что Севастополю нужен собственный аэропорт?
Дмитрий Овсянников: Перед тем как предложить обоснование проекта Дмитрию Николаевичу Козаку мы провели в конце августа опрос 2000 человек и предъявили его результаты: 90% высказались за необходимость своего аэропорта. Мнение горожан мы знаем.
«Новый День»: Планируемый рост туристического потока в Севастополе очевидно может обернуться транспортным коллапсом. Каким образом решается эта проблема?
Дмитрий Овсянников: Нужно приехать в Севастополь, чтобы увидеть, что никакого транспортного коллапса в городе нет. Есть много перевозчиков, приобретены автобусы для нашего государственного предприятия, где до этого была всего лишь 21 единица – старые машины, которые были куплены еще в 90-х годах.
У нас бывают сложности с транспортной доступностью северной стороны города, когда погода не позволяет осуществлять передвижение катерами и паромами через Севастопольскую бухту. В этом отношении мы ищем организационное решение, чтобы максимальное время ожидания пассажиров сократилось до 10-15 минут. И мы с этой задачей уверенно справляемся. В этой ситуации снимаются автобусы с различных маршрутов на это направление. Раньше это были частники, сейчас мы имеем потенциал в лице собственного государственного предприятия.
Вопрос о паромном сообщении решается. Работа переправы на линии «Артбухта – Северная сторона» была остановлена 20 сентября в одностороннем порядке по инициативе частного собственника паромов, вопреки договору с правительством Севастополя, который действовал до конца 2016 года. Собственник заявил, что паромное сообщение не приносит ему коммерческой выгоды.
Правительством города незамедлительно началась проработка вариантов, позволяющих вернуть паромы на маршрут. Я поставил задачу до 15 декабря заключить контракт на приобретение судов. На территории других субъектов Российской Федерации подходящие паромов найти не удалось. От заводов-изготовителей был получен ответ, что на создание судов с заявленными техническими характеристиками потребуется не меньше года, а стоимость каждого составит порядка 240 млн рублей.
Для того чтобы быстрее восстановить паромное сообщение и сэкономить бюджетные средства, было принято решение приобрести паромы у предыдущего оператора-перевозчика. 30 ноября правительство Севастополя одобрило эту сделку. Средства в размере 59 млн рублей на закупку паромов будут выделены из резервного фонда города. После передачи городу паромы пройдут техническое обслуживание и будут запущены на маршрут. Кроме того, в 2017 году будут отремонтированы и введены в эксплуатацию шесть из 12 требующих реконструкции севастопольских пассажирских пирсов, завершится ремонт трех катеров.
Еще одним этапом будет поставка троллейбусов в следующем году. Контракт заключен. Наш троллейбусный парк существенно обновится. У нас 148 троллейбусов, из них 112 соответствует полностью всем нормативам, прибавление еще 78 троллейбусов и приведение в порядок остальных – кардинально изменит ситуацию в следующем году.
Параллельно с этим мы увеличили количество машин скорой медицинской помощи. Когда я прибыл в Севастополь, заявка города была 4 автомобиля. Мы поставили 20. Теперь их у нас около 40. Обеспечена потребность города на ближайшие 10 лет. Это позволит сократить время вызова скорой медицинской помощи для жителей северной части города. Но во время непогоды движение все равно будет те же 30-40 минут.
«Новый День»: Городу очевидно требуются и новые дороги, и реконструкция существующих. Что в этом отношении предпринимает правительство Севастополя?
Дмитрий Овсянников: В целом, развитие транспортной и дорожной инфраструктуры Севастополя – один из главных приоритетов работы правительства города. Как и было поручено премьер-министром, я лично контролирую ход выполнения дорожных работ и произвожу их приемку.
Вы помните те долгострои, которые много лет ждали севастопольцы: Хрусталевская развязка, Камышовое шоссе, Фиолентовское шоссе, Молочная балка. Пришлось буквально «выдирать» ситуацию, расторгнуть четыре контракта с недобросовестными подрядчиками по 9 участкам. Сейчас объекты сданы. Все это мы сделали за три месяца.
Что касается дополнительных 500 млн рублей, которые были выделены по распоряжению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева… За счет этих средств полностью сданы в эксплуатацию два участка дорог протяженностью пять с половиной километров, еще 5 будут сданы до конца декабря. В итоге Севастополь получит почти 60 километров отремонтированных дорог. В рамках освоения основной части финансирования в нормативное состояние будет приведено 118 участков общей протяженностью порядка 120 км. Это существенно изменит ситуацию.
Мы сделали ряд преобразований с «Севавтодором». В следующем году это будет государственное учреждение. Мы создали соответствующий департамент, по аналогии с Москвой, который будет заниматься двумя блоками вопросов: организацией движения и дорожным строительством. Утверждена государственная программа на 2017 – 2020 годы.
В следующем году мы уже запланировали 1,7 млрд рублей на текущий и капитальный ремонт дорог, их перечень уже подгтовлен. В 2016 году такой список первоначально не был утвержден, он был подготовлен только в ноябре, когда мы для себя поняли, что должны доделать. Это тоже меняет ситуацию в городе.
Мы приобретаем машину для разметки дорог. Это связано с тем, что за сентябрь-октябрь существенным образом накалилась ситуация с безопасностью – увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. Мы вынуждены констатировать, что ответом могут стать либо более жёсткие меры, принимаемые МВД, и мы предложили провести месячник безопасности, либо наши действия по ремонту и приведению дорог в нормальное состояние, в том числе по их освещенности и по разметке. Для этого мы обновляем нашу технику.
Мы предпринимаем еще ряд мер, которые разгрузят наш город. Было заключено соглашение – правда, я должен сказать, что конкурс проводился при предыдущем правительстве – мы заключили контракт по установке системы видеокамер, которые обеспечат дополнительный контроль за безопасностью движения. В рамках концессионного соглашения определены необходимые параметры для создания дополнительных – порядка 1000 парковочных мест. Планируется создать три разгрузочные парковки. Весь этот комплекс мер за эти три месяца мы запустили.
«Новый День»: У нас еще много вопросов, касаемо медицины, ФЦП, возведения жилья, которое еще при Украине было заложено – порядка 40 домов и до сих пор они не получают документы. Но может быть экономику уже оставить и перейти к политике?
Дмитрий Овсянников: Мне экономика нравится больше, чем политика. Мне нравится решать проблемы горожан. Я этим живу. Я достаточно сильно расстраиваюсь, когда мне приходится тратить время на информационно-политические моменты. Может быть это неправильно, но я считаю, что мой сильный конек – это экономика. Поэтому я постарался максимально быстро сгладить существующие конфликты, в том числе в Законодательном собрании, и заняться экономикой.
Федеральная целевая программа (ФЦП) – да, радикально низкое освоение средств: 59 млн из 1 млдр 169 млн рублей. До конца года мы выйдем на 600 млн. Реально к исполнению мы перешли во втором полугодии. Мы заключили контракты по 29 мероприятиям – проектно-изыскательским работам. В Подготовлен контракт на строительство больницы скорой медицинской помощи на 4,9 млрд рублей. Это то, что прозвучало на форуме ОНФ.
«Новый День»: Вы приступили к исполнению обязанностей главы Севастополя в начале августа, то есть, с ваших слов получается 8 месяцев деньги, выделенные в рамках ФЦП, просто «лежали»?
Дмитрий Овсянников: Надо разбираться... Первое соглашение было заключено весной, в апреле, лимиты доводились июль-август-сентябрь. Значительная часть конкурсов, которые проводились предыдущим правительством, была отменена Федеральной антимонопольной службой. Мы повторно в августе-сентябре проводили конкурсы.
Почему такая маленькая сумма? Она изначально планировалась маленькой. Это проектно-изыскательные работы. В этом году изначально не предполагалось введение объектов под ключ, но это основа 2017 года.
В следующем году ситуация радикально меняется. Мы сдвинули ввод ряда объектов с 2018 года на 2017-й: вместо 11 объектов, введенных под ключ, у нас их будет 27-30, в том числе три детских сада, две школы, шесть пирсов.
До конца года мы должны пройти экспертизы и закрыть эти контракты. Вот с чем связано соответствующее освоение 600 млн рублей.
Остальные средства – около 350 млн на участок дороги, которые до сих пор не доведены после изменений в ФЦП. Эти средства мы освоим мгновенно, есть еще пара крупных сумм. Объективно мы занялись этим во второй половине года после моего назначения.
По жилью и по строительству. Объектов, которые мы сегодня вводим, 88. Там несколько есть аспектов. Первое. Если объект введен не в соответствии с декларацией – это еще терпимое нарушение. Но если там допущены нарушения градостроительного законодательства и технических регламентов, эти объекты не могут быть введены в строй.
Мы видим, что нужно индивидуально каждый объект осматривать, помогать в устранении замечаний, идти на встречу застройщикам. Напомню, в прошлом году ввод жилья был на уровне 95 тысяч кв метров, в этом году на 1 августа– 100 тысяч, а на сегодня уже 160 тысяч кв метров. До конца года мы планируем выйти на 200 тысяч. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Показатели говорят сами за себя.
Объективно, строительство многих объектов начиналось при украинском законодательстве, у нас требования более жесткие. Мы разработали целый механизм, в соответствии с которым за 2016-17 годы вопросы с возведенными с нарушениями многоэтажными зданиями мы решим до конца. Главное, чтобы не пострадали люди.
«Новый День»: Председатель Союза строителей Крыма Сергей Кабанов заявляет, что дома, которые возводились, с нарушением этажности…
Дмитрий Овсянников: Я знаком с его достаточно аргументированной позицией, очень аккуратно сформулированной им, где он впрямую не критикует правительство. Предлагаю Сергею Кабанову возглавить департамент архитектуры, подписать данный документ, а потом я посмотрю на реакцию следственного управления и прокуратуры.
Дело в ответственности. Наш подход следующий: либо помогать застройщику устранять нарушения, идти ему навстречу, либо обеспечивать урегулирование этого вопроса в служебных инстанциях. Другого варианта нет. Принимать дома, заведомо построенные с нарушениями – это прямой путь к уголовной ответственности.
«Новый День»: Вопрос о выборах губернатора в 2017-ом году. Вы заявили о своей готовности пойти на этот шаг, продолжить работу. Видите ли вы конкурентов, условно говоря, Белик, Комоедов, Чалый, ваше мнение?
Дмитрий Овсянников: Вопрос принятия поправок в Устав о выборах главы города по сути дела консолидировал Законодательное собрание. У нас нет прежних распрей между различными группами. Это давно ожидаемое решение населением, общественными объединениями, политическими партиями, депутатами разных уровней, в том числе муниципальными.
У нас, кстати, в сентябре были избраны 120 муниципальных депутатов, соответственно, появилась целая ветвь власти, которую нужно наделить полномочиями, чтобы они также участвовали в решении проблем горожан. Этот уровень власти также публично официально поддержал идею введения прямых выборов.
Я изначально заявлял и от своих слов не отказываюсь, что если такое решение будет принято и у меня будут положительные результаты, я буду участвовать в выборах, чтобы получить оценку за год своей работы, которую я провел, и возможность дальше приносить пользу городу.
Будут ли другие кандидаты, и как я оцениваю их возможное участие? Оцениваю положительно. Выборы – возможность представить соответствующие программы развития, это конкуренция идей, а не слов. Правда, некоторые кандидаты до сих пор не вышли из предвыборной гонки и продолжают в ней находиться. Я предложил им, возвращаясь к тезису, что для меня интереснее экономика, заниматься проблемами города, а не публичным пространством. Разумные идеи и предложения, которые я услышу в предвыборных программах кандидатов, я тоже готов выполнять.
«Новый День»: Вы не боитесь репутации приезжего варяга? Вы не местный, а у севастопольцев особый менталитет. Тяжело работать на «чужой» территории? И команда ваша формируется в основном из приезжих, почему?
Дмитрий Овсянников: Я приехал в город, который я знаю и люблю. У меня отец учился в Севастополе, для меня город не новый. Мне именно этим и нравится Севастополь, что есть повышенное внимание горожан к действиям власти. Выскоконкурентная среда, незашоренность, возможность высказать свое мнение – именно это привлекает, это не даст мне спать спокойно.
Поэтому я максимально оглядываюсь, чтобы принимать максимально выверенные решения, в том числе кадровые. Прежде чем сделать назначения, мы провели стратегическую сессию, на которой кандидаты на должность (часть из них я знал, процентов десять, часть, с которыми познакомился в августе и привлек со стороны) могли в режиме двухдневного семинара проявить себя. Они действующие руководители, состоявшиеся менеджеры. И они смогли пройти гладко назначения. Поэтому в Законодательном собрании поддержка назначений была единогласной. В настоящий момент изменения коснулись с точки зрения обновления – порядка 40% руководителей.
В ближайшее время мы организуем кадровый конкурс на руководящие должности: заместителей губернатора, всех директоров департаментов и начальников управлений. Мое распоряжение уже подписано, будет скоро опубликовано. Конкурс будет длиться до февраля, после чего мы создадим резерв, чтобы те руководители, которых я уже назначил, «не спали».
Я начинаю усиливать давление на назначенных руководителей. Это проявляется в соответствующих дисциплинарных взысканиях, замечаниях, выговорах и увольнениях. У меня задача, чтобы на все руководящие должности, а большинство в управляющей команде нашей из 2000 человек около 100 человек – приезжих, их малое количество, все остальные – это севастопольцы, получили возможность в результате конкурсного отбора заявить о себе.
Это аналогично практике других городов федерального значения России – Москвы и Санкт-Петербурга. Это соответствует одному из важных запросов севастопольского общества – разорвать прежние «клановые» связи, препятствовавшие развитию города.
Это мне привычно, при работе на крупнейших промышленных предприятиях у меня было в подчинении более 5 тысяч человек. Здесь у меня 2 тысячи. Можете сопоставить бюджет завода – 22 млрд и бюджет Севастополя. Для меня это технически воспринимаемая конструкция.
Например, по линии ФЦП я привлек руководителя из Москвы – высококлассного специалиста в сфере реализации федеральных целевых программ, вместо уволенного недавно. Человек, который должен на память знать каждое мероприятие, этого не знал. Я каждую цифру ему поправлял и в итоге с полным осознанием вынужден был уволить. Хотя для меня была критична реализация ФЦП. Но кадры я нашел.
Это не означает, что у меня есть установка привлекать в команду несевастопольцев. Но, с другой стороны, город всегда формировался приезжими, «понаехавшими». Неужели можно обвинить флот, что там все понаехали? Вы же про флот не говорите – давайте своих севастопольцев во главе поставим? Про Лазарева, Ушакова – тоже надо было сказать: Нет, нам надо своего?! Эта риторика о том, что губернатор – свой/не свой… Главное – чтобы человек решал проблемы, которые волнуют горожан.
Хочу подчеркнуть – сегодня, в отличие от предыдущего периода, сформирована дееспособная команда правительства не допустившая срывов в жизнеобеспечении города. И в целом, проблема управления городом сегодня не в том, что в правительстве работают несколько приезжих. Дело в том, профессионалов в своих отраслях городу не хватает. И в отличие от армии их нельзя просто перевести из других «частей».
Севастополь – Москва, Мария Вяткина
© 2016, РИА «Новый День»