Новый школьный учебник по истории расскажет о достоинствах «суверенной демократии»
Коллегия Министерства образования и науки в среду рассмотрит и утвердит новый перечень учебников для преподавания в школах в будущем учебном году. Среди них и «История России. 1945-2007» – учебник, созданный на основе скандально известной «Книги для учителя» Александра Филиппова, пишет во вторник «Независимая газета». По сведениям издания, учебник уже издан тиражом в тысячу экземпляров.
После утверждения на коллегии Минобразования скандальный учебник отправится не менее чем в пять регионов, где в течение года пройдет апробация труда. По истечении этого срока учебник будет официально рекомендован школам.
Создателя «Книги для учителя» Александра Филиппова, замдиректора Национальной лаборатории внешней политики (которую считают связанной с Фондом эффективной политики Глеба Павловского), его критики обвиняют в попытке оправдать сталинские репрессии и повторении главных тезисов кремлевской пропаганды. В ответ на это авторы пособия и чиновники утверждают, что будущий учебник, предназначенный школьникам, может и не повторить учительской методички.
Текстуальная преемственность обоих трудов видна невооруженным глазом, пишет газета. Иного, впрочем, и нельзя было ожидать: и «Книга для учителя», и новый учебник составляют единый учебно-методический комплект, и существенных различий в них быть не должно.
Однако, как пишет НГ, в учебник не вошла глава из пособия «Споры о роли Сталина в истории», вызвавшая жаркую дискуссию в учительской и общественной среде. Одной из причин сталинских репрессий в ней называется «стремление обеспечить максимальную эффективность управленческого аппарата», а итоги чисток представлены как «формирование нового управленческого класса, адекватного задачам модернизации в условиях дефицита ресурсов».
Но последняя глава учебника – «Новый курс России» – представляет собой лишь сокращенный и дополненный вариант главы «Суверенная демократия» «Книги для учителя», где каждое событие последних восьми лет трактуется с позиций официальной пропаганды. Как и в пособии, отмена прямых выборов губернаторов обосновывается «неготовностью исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях», продемонстрированной, по мнению авторов, захватом школы в Беслане. А «дело ЮКОСа», считают авторы, «окончательно похоронило надежды олигархов на сохранение своего контроля над Российским государством». Создатели учебника подчеркивают воспитательный характер преследования нефтяной компании: «В 2004 году после «дела ЮКОСа» поступления федеральных налогов и сборов по сравнению с 2003 году увеличились сразу на 133,8%».
В тексте учебника о суверенной демократии авторы утверждают: «Большинство существующих сегодня стран сознательно делегировали часть своего суверенитета международным структурам или другим государствам, получив взамен гарантии безопасности и те или иные экономические выгоды». И уже через несколько страниц приводится пример такого государства: «После свержения Шеварднадзе в конце 2003 года и победы на президентских выборах в начале 2004 года М.Саакашвили Грузия стала страной, полностью зависимой от США».
С точки зрения ученого секретаря отделения историко-филологических наук РАН Андрея Петрова, учебник «в итоге получился вполне нормальным»: «То, что основные моменты по последнему двадцатилетию заданы администрацией президента или кем-то еще, это неплохо. Потому что должен быть и такой тоже взгляд в государственной школе, где обучение происходит за государственный счет».
Москва, Ольга Панфилова
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».