Десятки тысяч россиян попали в «черные списки» силовиков
Многие россияне даже не подозревают, что числятся в реестрах различных силовых структур. Между тем свои «черные списки» жителей России составляют таможенники и Госнаркоконтроль, ГИБДД, судебные приставы и тривиальная милиция общественной безопасности. Причем, чтобы оказаться в списке «неблагонадежных», можно не быть оппозиционером, футбольным хулиганом или злонамеренным должником: из-за особенностей отечественного делопроизводства, за одного нарушителя приходится иметь дело с силовиками его однофамильцам по всей стране. А «вычеркнуть» себя из «черных списков» – почти невозможное дело.
На днях правительство внесло Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в перечень ведомств, имеющих право создавать «черные» списки иностранцев, которым запрещен доступ в Россию, а также списки граждан России. Похожие реестры составляют сегодня почти все силовые структуры, однако узнать о своем попадании в них очень сложно, как, впрочем, и выйти из них. Для россиян существование таких списков чревато тем, что люди даже могут и не знать, занесены они куда-то или нет, считает их кто-то должниками или не считает. Самое печальное, что из-за небрежности составителей этих «баз данных» могут пострадать совершенно невинные люди, пишут «Новые Известия».
Внести свою лепту в составление всероссийского «черного» списка, по которому пограничники не будут пускать или выпускать людей с территории страны, стремится все больше ведомств. Больше всего скандалов связано с Федеральной службой судебных приставов, которая недавно получила право ограничивать наших сограждан в поездках за рубеж, если они не рассчитались с долгами. Этим правом ведомство воспользовалось сполна – более 60 тыс. россиян «развернули» на границе. Вместе с должниками под горячую руку попадали и невиновные люди. Так, на минувшей неделе в Забайкальском крае из-за предпринимательницы, которая не отдала долг Пенсионному фонду, на границе пострадала вся туристическая группа, направлявшаяся в Китай. А жительнице Нижнего Новгорода не дали улететь из «Домодедово» в Барселону, потому что ее полная тезка из Хабаровска не выплатила долг.
Свой «черный» список собирается создать и Федеральная миграционная служба (ФМС). Туда войдут мигранты, против которых было возбуждено уголовное или административное дело на территории России. Эти планы ФМС вызывают огромную тревогу среди правозащитников – поскольку последнее время все чаще персонами нон грата становятся не мигранты-преступники, а вполне респектабельные иностранцы, которые чем-то не угодили российским властям. Показательна история журналистки Натальи Морарь, гражданке Молдавии, работавшей в оппозиционном московском издании The New Times. В декабре 2007 года ей запретили въезд в Россию. Не помог даже брак с русским коллегой.
Помимо регламентированных законодательством списков иностранцев, которым запрещен доступ в Россию, или невыездных должников, силовики составляют и нелегальные базы данных, о существовании которых известно гораздо меньше. Уже давно говорится о списке так называемых «экстремистов», в который МВД заносит общественных деятелей из числа оппозиционеров. Правда, в самом министерстве факт существования подобных реестров не признают. Между тем накануне оппозиционных акций в любом регионе милиция оказывает давление на активистов и проводит массовые задержания.
Милиция официально признает только один «черный» список – в него входят футбольные хулиганы. В ГИБДД тоже есть свои списки. В них заносятся все нарушения ПДД, которые совершил тот или иной водитель. Опыт автолюбителей, однако показывает, что доверять базам ГИБДД не приходится – часто водители обнаруживают, что им приписаны чужие нарушения. В ГИБДД подобные казусы объясняют путаницей при переводе бумажных архивов в электронные.
Москва, Алексей Усов
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».