AMP18+

Общество

/

Россияне спасаются бегством из «матерных» деревень

Россияне, живущие в населенных пунктах с карикатурными или же просто нецензурными названиями, стремятся поскорее покинуть их. Психологи утверждают, что неблагозвучное наименование поселка или улицы приводит к сниженной самооценке и закомплексованности ее жителей. «Людям важна репутация, и не всем приятно говорить, что они родом из Лохова», – отметила психолог Ольга Маховская. Однако из-за пробелов в законодательстве и бюрократических проволочек переименовать такой населенный пункт очень сложно. Об этом в пятницу пишет газета «Новые Известия».

Первую попытку убрать неприличные названия с географических карт предприняли еще большевики. При советской власти деревню Ибаково в Мордовии переименовали в Нагорную, Поздютки в Подмосковье – в Радугу, Польское Сучкино в Нижегородской области – в Липовку, а Херовку в Смоленской области – в Красную пристань. Однако до сих пор в Подмосковье стоят села Бухловка, Пьянкино и Блядищево, в Тверской области – Большой и Малое Лохово, Козлы и Мошонка, в Калужской области – Дешевки, а в Кемеровской – Козявкино и Старые Черви.

По словам замдекана исторического факультета МГУ Алексея Власова, только в средней полосе России более 120 населенных пунктов с неблагозвучными названиями: «Иногда это прозвища, даваемые яркой личности, а порой жители соседних деревень так сводили счеты друг с другом».

Местных жителей зачастую не устраивают оскорбительные названия. К примеру, жители села Лохово в Иркутской области уже несколько лет пытаются переименовать его в Сибирское. Особенно активно за новое название выступает лоховская молодежь. Их не останавливает даже то, что в селе проживает праправнучка основателя населенного пункта Валентина Лохова.

Впрочем, Лохово – не самое страшное название. В Ульяновской области есть деревня Мусорка, в Пермской – Чуваки, в Челябинской – Голодранкино, в Тамбовской – Отхожее, в Белгородской – Муходоево, в Вологодской – Большое Бухалово, в Ивановской – Писькино.

«Поговорка о том, что «как вы лодку назовете, так она и поплывет», относится и к географическим названиям, отметил руководитель Центра психологической и социальной медицины Евгений Шапошников. Он утверждает, что эмоционально-поведенческий статус человека напрямую связан с названием места, в котором этот человек проживает. «Люди, живущие в поселке Попкино или на Дураковской улице, будут подсознательно испытывать чувство глубокого дискомфорта. Особенно проявляется это в подростковом возрасте, когда до всего есть дело, и внешнее обрамление жизни очень существенно», – считает Шапошников.

Утешить жителей таких деревень и поселков может лишь то, что раньше их названия имели другой смысл. Профессор Кочуров поясняет, что «зараза», к примеру, означала «красавица». Ученый-историк из МГУ Дмитрий Володихин напоминает, что большинство названий были даны в XVI-XVII веках, когда «наши предки не стремились к благозвучию», и «к населенным пунктам, как к человеку, какая кличка прилепилась, такая и осталась». По мнению историка Володихина, менять такие названия – «ханжество», потому что «в них видна национальная психология».

Как пишет газета, в федеральном законе «О наименованиях географических объектов» не говорится о возможности смены названия из-за его неблагозвучности. Однако юристы утверждают, что переименование по инициативе жителей возможно, если им прежнее название не нравится. Для этого местное законодательное собрание должно принять нормативный акт, а затем вынести его на референдум.

Юристы предупреждают, что переименование – длительная процедура. Необходимо вносить изменения во все адреса, карты, справочники, менять таблички на домах. Юридические лица, находящиеся в переименованной местности, должны сменить печати. Кроме того, после переименования жителям придется менять прописку, причем за свой счет.

Людям проще уехать из такого населенного пункта, чем добиваться смены его названия, считает правозащитники.

Между тем, как отмечает издание, несмотря на бюрократические трудности людям удается переименовать свой населенный пункт. По словам замдекана истфака МГУ Алексея Власова, с неблагозвучностью связано до четверти обращений о переименованиях. Недавно, например, село в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области превратилось из Содома в Большой Содом. Местные жители сочли, что оно должно выделиться, так как по численности значительно превосходит соседей.

Москва, Ольга Панфилова

© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Культура, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Интересные темы, Не могу молчать!,