AMP18+

Общество

/

Чиновников будут карать за бездеятельность и протекционизм Верховный суд постановил считать коррупцией поиск нематериальной выгоды

Пленум Верховного суда (ВС) в постановлении «О судебной практике по делам о злоупотреблении служебными полномочиями» внес дополнительные разъяснения в интерпретацию понятия «коррупция». Теперь злоупотреблением должностными полномочиями следует считать и бездействие – умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей из корыстной заинтересованности. Уголовным преступлением стал и протекционизм – как незаконное оказание содействия в трудоустройстве и продвижении по службе. Эксперты назвали решение ВС «революционным прорывом».

Обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями может быть предъявлено только должностному лицу – т. е. чиновнику, выполняющему распорядительные функции, приводит газета «Ведомости» уточнение ВС. Не могут быть признаны преступными действия, совершенные во исполнение обязательного к исполнению приказа, говорится в постановлении. Зато действия должностного лица, издавшего заведомо незаконный приказ, следует квалифицировать как подстрекательство и даже организацию преступления.

Судам, рассматривающим дела о преступлениях против госслужбы, рекомендовано оценивать не только корыстную заинтересованность чиновника (получение льгот, кредита, оплата услуг), но и «иную личную заинтересованность», т. е. стремление извлечь выгоду неимущественного характера, вызванное такими побуждениями, как «карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса или скрыть свою некомпетентность».

Как уголовное преступление (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы) ВС предлагает рассматривать протекционизм. ВС трактует его как незаконное оказание содействия в трудоустройстве и продвижении по службе, совершенное из корыстной и иной личной заинтересованности.

Эксперты назвали постановление ВС «революционным прорывом». В частности, как напоминает доцент кафедры теории и практики госуправления ВШЭ Павел Кудюкин, норму о необходимости учитывать не только материальную заинтересованность чиновника не удалось «протолкнуть» в закон о госслужбе. Это ограничило сферу компетенции комиссий по конфликту интересов, теперь в их работе может применяться разъяснение ВС. В судебной практике также до сих пор не было случаев, когда чиновника судили за протекционизм или желание извлечь нематериальную выгоду.

Москва, Алексей Усов

© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,