Дело АПЛ «Нерпы» отдано присяжным СМИ: из командира подлодки сделали «козла отпущения», настоящие виновные могут избежать наказания
Дело об аварии во время испытаний атомной подводной лодки К-152 «Нерпа» в 2008 году, жертвами которой стали 20 человек, будет рассматриваться с участием коллегии присяжных. Такое решение вынес в понедельник Тихоокеанский флотский суд во Владивостоке. Перед судом предстали командир подлодки Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист Дмитрий Гробов. Командир АПЛ обвиняется по ч. 3 ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий – смерти по неосторожности двух и более лиц). Лаврентьеву грозит до 10 лет лишения свободы. Матросу инкриминируют ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам), ему грозит 5 лет заключения.
О рассмотрении дела судом присяжных на закрытых для публики слушаниях ходатайствовала защита Дмитрия Лаврентьева, сообщает газета «Коммерсантъ». Отбор присяжных пройдет уже в мае. Ожидается, что 20 мая начнется рассмотрение дела по существу, причем оно будет проходить без прессы, поскольку носит гриф «совершенно секретно».
Как отмечают российские СМИ, главными виновниками трагедии на АПЛ военные следователи нашли членов экипажа и командира атомной субмарины. При этом ни проектировщики современной компьютерной системы, установленной на «Нерпе», несовершенство которой, по версии прессы, могло привести к аварии во время испытаний подлодки, ни ее заказчики не удостоились внимания следствия. Как отмечает пресса, командира подлодки и его подчиненного попросту сделали «козлами отпущения».
Авария на «Нерпе» произошла 8 ноября 2008 года. Во время нахождения лодки в подводном положении, при выполнении программы заводских ходовых испытаний произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) с подачей в отсеки подводной лодки некондиционного огнегасителя. В результате погибли 20 человек членов сдаточной команды (из них 17 гражданских специалистов), 41 человек пострадал. Всего на лодке находилось около 220 человек – экипаж и гражданские члены команды (представители завода-изготовителя, конструкторских бюро и т.д.).
Это был большой удар для всего российского ВПК. «Нерпу» строили для индийских военно-морских сил (после окончания испытаний и передачи крейсера нашему ВМФ «Нерпу» планировали отдать индийцам в лизинг на 10 лет), отмечает «Новая газета».
Практически сразу было возбуждено уголовное дело и найден первый виновный – матрос-контрактник Гробов.
По версии следствия, матрос-контрактник несанкционированно запустил систему пожаротушения с одного из локальных пультов управления, расположенного во втором отсеке. При этом в системе оказался фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена, что послужило причиной гибели членов экипажа. Как считают следователи, матрос Гробов не мог не знать, к чему могут привести его действия. Но поступал так, судя по всему, из любопытства, помноженного на безалаберность, отмечают источники «Ъ».
Впоследствии обвинение по ст. 293 УК «Халатность» было предъявлено еще четверым членам экипажа, в том числе командиру лодки Лаврентьеву. По трем офицерам дело было прекращено.
В конце прошлого года командиру «Нерпы» Лаврентьеву было предъявлено новое обвинение по новой статье – 286-й УК РФ, более тяжкой. Командира «Нерпы» обвинили в том, что именно он намеренно своими действиями спровоцировал аварию, которая повлекла тяжкие последствия, отмечает «Новая газета».
В постановлении следствия говорится, что командир Лаврентьев не принял мер по обеспечению безопасности эксплуатации такого «опасного фактора военной службы», как система ЛОХ. Командир Лаврентьев допустил экипаж, в том числе матроса Дмитрия Гробова, к самостоятельному управлению и обслуживанию систем лодки, хотя, по мнению следствия, экипаж был не готов, и Лаврентьев об этом знал.
Лаврентьев своей вины не признает, а его защита утверждает, что капитан действовал строго по уставу и инструкциям, пишет «Ъ». В ходе судебного разбирательства защита будет добиваться проведения новых экспертиз и планирует допрос новых свидетелей, в том числе из числа проектировщиков и строителей АПЛ, надеясь, что свидетели и эксперты помогут доказать невиновность командира экипажа «Нерпы».
Как отмечает «Новая газета», сбой системы ЛОХ – первопричина трагедии, но вовсе не главная техническая проблема на «Нерпе». Скорее она производная от беспрецедентности той задачи, которую до сих пор решают разработчики («Нерпа» все еще не принята ВМФ и, соответственно, не передана индийцам.)
Именно на этой лодке впервые установлена система дистанционного автоматического управления (СДАУ) общекорабельными системами (ОКС) «Молибден-И» на цифровой элементной базе с применением компьютерных технологий. Впервые и, скорее всего, – исключительно ради индийцев – российские инженеры перешли от ручного управления к «применению компьютерных технологий». Однако техническая новинка во время испытаний «Нерпы» проявила себя с худшей стороны, позволя несанкционированно сработать система ЛОХ.
Более того, система «Молибден-И» продолжает давать сбои, и не только на «Нерпе». Как сообщили изданию источники в ВМФ, происшествие с ЛОХ было зафиксировано на совсем новой отечественной АПЛ К-535 «Юрий Долгорукий», на которой тоже установлен «Молибден».
3 февраля 2008 года в 20.40, 7 июля 2008 года в 17.25 и 8 июля 2008 года в 10.12 (то есть, соответственно, за девять и четыре месяца до аварии на «Нерпе») были зафиксированы факты несанкционированного срабатывания арматуры ЛОХ. Причины выявлены не были, при этом разработчики «Молибдена», по сути, скрыли эту информацию от всех заинтересованных сторон, в том числе и от тех, кто вышел в ноябре 2008 года в море испытывать «Нерпу».
О фактах несанкционированного срабатывания системы ЛОХ на АСЗ (завод-изготовитель «Нерпы») узнали только 12 ноября 2008 года, подняла этот вопрос комиссия ВМФ, созданная для расследования происшествия.
При этом никаких извещений о фактах срабатывания ЛОХ на АПЛ «Юрий Долгорукий» ни предприятие-разработчик «Молибдена» ОАО «Концерн НПО «Аврора», ни предприятие-проектант ОАО «СПМБМ «Малахит», ни заказчик – ФГУ «1ЦНИИ МО РФ» никому не рассылали. Представители ОАО «Концерн НПО «Аврора» для обязательной проверки системы «Молибден» на «Нерпу» не приезжали.
Из проведенных экспертиз совершенно четко становится ясно, что программное обеспечение оборудования «Молибден-И», разработанное ОАО «Концерн НПО «Аврора», было несовершенным, указывает издание. И именно это могло спровоцировать несанкционированное срабатывание системы ЛОХ, а не тот факт, что матрос Гробов «нажимал из чистого любопытства кнопки на пункте управления».
Дело в том, что при тренировочном наборе шестизначного кодового сигнала (седьмое нажатие кнопки – это фактически команда подачи хладона в отсеки АПЛ) сигнал автоматически не сбрасывался и оставался как детонатор в памяти компьютера на неопределенное время. Достаточно было кому-либо через час (день, неделю, месяц) случайно коснуться и нажать кнопку исполнения команды, не защищенную защитной крышкой, – произошла бы несанкционированная подача хладона в отсеки АПЛ. Собственно, именно это и случилось на «Нерпе».
Только в 2009 году на «Нерпе» защитные кнопки с опломбировкой и таблички вроде: «Не лезь – убьет!». Разработчики пошли на этот шаг крайне неохотно, под большим давлением флотской общественности. Ведь тем самым и НПО «Аврора», и КБ «Малахит» косвенно признали свою вину. Однако следствию все эти факты оказались неинтересны.
Что касается командира лодки, несмотря на тот факт, что его предполагается осудить по весьма тяжелой статье, мера пресечения у Лаврентьева не содержание под стражей, а всего лишь подписка о невыезде. Все эти годы, находясь под следствием, он выходит в море со своим экипажем, чтобы довести до ума «Нерпу». В настоящее время он активно обучает корабельной практике индийских моряков. Мероприятия по передаче «Нерпы» ВМС Индии закончатся в июне-июле 2011 года. Командир АПЛ Лаврентьев заявлен индийской стороной как командир-инструктор при переходе АПЛ в Индию. Заменить Лаврентьева невозможно – другого командира, подготовленного для эксплуатации «Нерпы», в России на сегодняшний день нет.
Владивосток, Ольга Панфилова
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».