AMP18+

Общество

/

Москвичи бегут из школ, где учатся дети мигрантов «Чему может научить учитель, если половина учеников по-русски не говорит!»

Жители Москвы стремятся устроить своих детей в те школы, где у них не будет одноклассников из семей мигрантов. Уже дошло до разделения на «белые» и «черные» классы, пишет «Комсомольская правда», ссылаясь на родителей. «У нас в микрорайоне «белые» только классы «А». В них не пробиться!», – рассказали родители. Как выяснило издание, в спальных районах столицы в Южном и Юго-Восточном округах до половины учеников – дети мигрантов. В младших классах – еще больше. Родители констатируют, что почти 60% детей в младших классах столицы плохо владеют русским языком. «Чему может научить учитель, если половина учеников по-русски не говорит!», – негодуют они.

Как отмечает газета, тогда как многие дети из московских семей приходят в младшие классы уже подготовленными, у их сверстников из других регионов и вообще и стран СНГ дела обстоят гораздо хуже, в том числе и с русским языком.

Многие дети мигрантов выросли либо в аулах, откуда их привезли родители, либо на рынках или в подвалах многоэтажек, куда заселяют дворников и слесарей ЖЭКов. Развитием юных жителей столицы родители стараются заниматься с раннего возраста – водят на занятия музыкой и иностранным, записывают в детсад. В результате получается, что в первый класс дети приходят совсем с разной подготовкой и разным жизненным опытом.

«Скоро конец года, а у меня в классе девять человек по-русски до сих пор с трудом понимают. Я еще в начале года подходила к директору, но она развела руками: «Ты педагог, учи!» – жалуется одна из учителей.

Не приученные к порядку дети мигрантов могут начать во время урока выяснять отношения или просто собрать сумку и выйти из класса. Для учителей и одноклассников такой «экзотический» однокашник – головная боль. Можно, конечно, вести урок, ориентируясь на таких ребят, объясняя для них каждое свое слово. Но тогда скучно становится остальным и начинают бузить уже те, отмечают учителя.

В результате встает острая проблема формирования классов с учетом кардинально разного уровня подготовки детей. И проблема эта, пока нерешенная, крайне важна. Можно сколько угодно дискутировать о том, сколько нужно столице мигрантов и сколько из них она в состоянии переварить, научив понимать и уважать местные культуру и язык, отмечает газета, но факт остается фактом: по сути, единственным социальным институтом, который адаптирует если не взрослых, то хотя бы их детей к жизни в российской столице, остается школа.

Вариантов решения этой серьезной проблемы не так уж и много. Либо специально готовить приезжих детей к школе, либо разрабатывать специальные программы, по которым в младших классах их будут учить не только программе, но и языку, основам культуры.

По информации «КП», в 68 школах Москвы открыты группы дополнительного образования, которые дважды в неделю после уроков занимались по предмету «русский язык как иностранный». Ранее в нескольких школах работали группы для детей, не владеющих русским. Из этих двух групп сегодня выросла сеть школ русского языка, которые готовят детей мигрантов к учебе. Занятия бесплатные, программа рассчитана на год. И такие школы русского, финансируемые из городского бюджета, – единственный способ адаптации детей мигрантов, пишет газета. Но на всю многомиллионную Москву таких школ только десять (по одной в каждом округе)! И две – сменные (вечерние) для подростков 14-18 лет. Учатся в них всего 417 человек.

По данным газеты, в школы русского языка отдают детей те родители, которые связывают свое будущее с Москвой, которых хотят интегрироваться в нашу жизнь. А остальные сдают детей в обычные школы – по закону им отказать в приеме не имеют права, даже если ребенок вообще не понимает по-русски. И из таких классов и школ бегут москвичи.

По мнению зампредседателя Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Ахмеда Азимова, выход из этой ситуации есть.

«Надо расширять сеть таких заведений (школ русского языка – прим. «НР») и при приеме в общеобразовательную школу установить входное тестирование, причем для всех детей, откуда бы они родом ни были», – заявил Азимов.

«У кого небольшие трудности – пусть учится вместе со всеми. Но учителя сразу будут понимать – таким детям нужно доучиться, и отправят их на факультативы по русскому. А кто совсем плохо говорит, пусть в обязательном порядке идет сначала в школу русского языка», – отметил он.

Однако и тут проблема – нет законодательной базы. Уроки в школах должны идти на русском языке, но обязать ребенка-иностранца выучить русский язык никто не вправе, пишет газета.

Читатели предлагают свои рецепты решения проблемы:

«Открыть школы при посольствах «дружественных» стран – и пусть это будет их головная боль. Пусть там и учатся за счет своего правительства. И одну школу на район открыть – кому далеко в посольство мотаться. Педагогов набрать из акклиматизировавшихся. И пусть учатся. А раз в год проводить тестирование – прошел – можешь попробовать в обычную школу поступить. С тем же тестированием».

«Я считаю, что в первом классе должен быть обязательный тест на русский язык. Простой тест, просто говорить и понимать вопросы учителя. Пусть даже отвечать невпопад, ребенок может теряться, но главное, чтобы ребенок поддерживал свободно разговор, сказку рассказал, стишок... Не прошел – в спецкласс по обучение русского, на следующий год в первый».

Между тем ситуация с русским языком в самих кавказских республиках удручающая: дети в селах, аулах вообще не знают русского языка.

«Я сама русская, работаю в школе в кавказской республике. И моя мама работает в той же школе учителем русского языка. Последние 10 лет ситуация катастрофически ухудшается. Дети в первом классе с трудом говорят по-русски! В сады в селах не ходят, а дома говорят на родном. В городе еще с ужасным акцентом на общие темы могут поговорить. В селах вообще не знают русский!!!», – пишет читательница издания.

Ряд читателей выступили категорически против обучения детей мигрантов в российских школах:

«Я просто возмущен. С какой стати наши школы должны обучать иммигрантских отпрысков? Допустим, нам нужен на полгода дворник «улицы мести»? А его 20 детей-родственников зачем? «Укоренившись», они мигом расхотят «улицы мести» и почувствуют себя хозяевами».

«Ну дожили! Рабочих мест наших людей лишают, в транспорт не воткнешься из-за них, налоги не платят и теперь наши дети у себя дома должны подстраиваться под них! Почему на мои налоги должны учить мигрантов! Они научатся читать за несколько лет (больше им и не надо) и уедут к себе на родину, а мой ребенок из-за них не сможет получить полноценного образования!»

Москва, Ольга Панфилова

© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Запорожье, Кавказ, Красноярск, Крым, Москва, Нижний Новгород, Одесса, Омск, Пермь, Севастополь, Челябинск, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, Конфликт на Украине, Культура, Наука, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Интересные темы, Не могу молчать!,