Экстренно севшего в Таджикистане российского летчика обвинили в контрабанде двигателя Посольство РФ 8 месяцев игнорировало пилота в таджикском СИЗО
В Таджикистане уже почти 8 месяцев в СИЗО находятся два пилота российской авиакомпании Rolkan investmens Ltd, доставлявших грузы афганскому правительству. Граждане РФ и Эстонии Владимир Садовничий и Алексей Руденко, вылетев из Кабула, совершили вынужденную посадку в Курган-Тюбе. За это их арестовали, обвинив в нарушении правил полетов, незаконном пересечении таджикской границы и контрабанде авиадвигателя. Прокурор запросил для летчиков 13 лет тюрьмы. Посольство РФ в Душанбе до сих пор никак не отреагировало на арест российского гражданина и его коллеги.
Гражданин России Владимир Садовничий и гражданин Эстонии Алексей Руденко арестованы 12 марта этого года.
Их история начиналась так: два самолета Ан-72 российской компании Rolkan investmens Ltd по договору с правительством Афганистана занимались перевозкой продуктов и гуманитарной помощи. После истечения контракта в марте 2011 года летчикам было предписано освободить стояночную территорию аэропорта Кабул.12 марта экипажи загрузили в самолеты техническое имущество, в том числе запасной двигатель, и личные вещи, а затем, получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном, с разницей в 20 минут вылетели в сторону аэропорта Курган-Тюбе.
Когда пилоты вышли на связь с таджикскими диспетчерами и запросили посадку, в «Таджикаэронавигации» сказали, что у них нет такого разрешения и отправили летчиков обратно в Кабул. Александр Сухоруков, друг Садовничего, прилетевший к арестованным летчикам в Таджикистан, рассказал журналистам что пилоты, осознав, что им не хватит топлива, чтобы вернуться в кабульский аэропорт, запросили вынужденную посадку в Курган-Тюбе. Оба борта получили разрешение от диспетчеров.
После посадки оба борта были обследованы таджикскими таможенниками, которые не обнаружили никаких запрещенных предметов или коммерческих грузов, что и было отражено в соответствующих актах. Однако сразу после таможенников пилотами занялись сотрудники Комитета национальной безопасности Таджикистана. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая командиры воздушных судов были арестованы.
Садовничему и Руденко предъявлены обвинения по статье 218-й Уголовного Кодекса Республики Таджикистан «Нарушение правил международных полетов»; статье 289-й части 3 пункта «г» «Контрабанда путем прорыва таможенной границы»; статье 335-й части 2 «Незаконное пересечение государственной границы Республики Таджикистан по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, с применением насилия либо с угрозой его применения».
Судебный процесс над летчиками начался 13 октября. Накануне гособвинитель, прокурор Файзулло Холов, попросил суд признать подсудимых виновными в нарушении правил международных полетов, контрабанде и незаконном пересечении таджикской госграницы и приговорить каждого из них к 13 годам лишения свободы. Гособвинитель также попросил суд конфисковать в пользу государства оба воздушных судна и двигатель, который находился на борту одного из них.
Файзулло Холов обосновал свои предложения тем, что считает полностью доказанной вину обоих командиров экипажа самолетов АН-72, сообщает «Азия-плюс».
Адвокат подсудимых Гулом Бобоев отметил, что в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства вина его подзащитных не была доказана ни по одной из трех предъявленных статей. Защита и друзья пилотов отмечают, что летчики действовали в строгом соответствии с международными правилами полетов. Без всех документов, в том числе разрешения на пересечение границы, экипажам Ан-72 не позволили бы даже приблизиться к самолетам в аэропорту Кабула, где действует военный режим и существует 5 пунктов проверки.
Странным эксперты считают и обвинение в контрабанде. Под ней подразумевается полуразобранный авиационный двигатель, который экипажи использовали для ремонта своих воздушных судов. Таможенники, осмотревшие об борта после приземления, заключили, что контрабанда и запрещенные предметы отсутствуют, но в КНБ Таджикистана посчитали иначе, замечает «Коммерсант».
Адвокат Гулям Бабаев рассказал журналистам телекомпании «Мир», что взялся за это дело «из уважения к погонам, отстаивая честь и звание двух полковников, сам будучи полковником в отставке». Отметим, более нигде не раскрывается звание подсудимых и офицерами какой службы являлись граждане РФ и Эстонии.
Садовничий в обращении к участникам заседания отметил, что официальные власти Таджикистана, как это и положено, расследовали данный инцидент в соответствии с Воздушным кодексом Таджикистана: «Авиационные власти РТ ничего незаконного в наших действиях не обнаружили. После посадки нашего самолета таможенные органы РТ досмотрели наш самолет и ничего незаконного на его борту не обнаружили. Ни один свидетель, заслушанный во время судебного разбирательства, а это представители различных структур РТ, не смогли назвать ни одну статью Воздушного кодекса или другого закона РТ, которую мы нарушили. Двигатель, который находился на нашем борту и другие вещи – всё это имущество авиакомпании, которой принадлежат наши самолеты. Это имущество использовалось для обслуживания самих самолетов, и не является коммерческим грузом. Об этом также говорили свидетели. А за груз, который находится на борту самолета, согласно международному и таджикскому воздушным кодексам, отвечает авиационная компания, которой принадлежат самолеты. Экипаж корабля за это ответственности не несет, за исключением случаев, когда на борту провозятся запрещенные средства – наркотики, оружие или взрывное устройство. Ничего из перечисленных незаконных средств на борту наших самолетов не было найдено. Поэтому прошу суд оправдать и освободить нас из зала суда».
После выступления Садовничего судья Темур Бобоев объявил перерыв на неделю и отметил, что последнее слово второму подсудимому будет предоставлено на следующем судебном заседании.
Удивительнее всего в деле сотрудников российской компании, арестованных в Таджикистане, проявили себя сотрудники МИД РФ. Гендиректор Rolkan investmens Ltd еще весной трое суток «отдежурил» у посольства в Душанбе, но так и не смог пропасть на прием: жалоба была опущена в ящик для писем. В ответ на запрос телекомпании «Мир» из российского МИД прислали письмо без печати и подписи, в котором говорится лишь: «Посольство России в Таджикистане держит данный вопрос на контроле. Представитель посольства присутствовал на первом заседании суда в Курган-Тюбе». «Коммерсанту» также отказали в официальных комментариях и лишь заметили: «Мы отслеживаем ситуацию и делаем все, чтобы интересы нашего гражданина не пострадали».
«Я впервые сталкиваюсь с таким отношением. До этого я думал, что стоит только прийти в посольство, там на своих граждан быстро наведут справки, чтобы узнать состояние дел. Ведь это не какие-то проходимцы или преступники. Один из них гражданин России, бывший офицер, летчик, который отслужил в российской армии в «горячих точках» и Африке и сейчас работает в гражданской авиации. Можно же на него навести справки, в чем дело и почему человек сидит шесть месяцев в СИЗО. Как можно это игнорировать? Я как человек этого не могу понять», – изумился представитель компании, на которую работали арестованные командиры экипажей.
Легендарный летчик, Герой России Владимир Шарпатов (один из тех самых российских летчиков, что в 1995 году были захвачены боевиками движения «Талибан» и провели в плену 378 дней), сравнил для тележурналистов историю с Садовничего с собственной. «Мы попали в похожую ситуацию. Тогда были выборы президента Ельцина. Потом в Госдуму. Было не до нас. В этой истории с пилотами, которые находятся в дружественной, казалось бы, стране – Таджикистане, можно давно было разобраться. Но, видимо, этим никто не занимается», – посетовал летчик.
Душанбе – Москва, Алексей Усов
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».