Космонавты вынуждены судиться, чтобы получить надбавки за классность Большинство отставных военнослужащих и семьи погибших получают законные выплаты только через суд
Сегодня в Щелковском городском суде Московской области проходит судебное заседание по иску космонавта Сергея Волкова к ФГУП «НИИ Центр подготовки космонавтов имени Гагарина» (ЦПК). Предмет иска, как и в большинстве случаев судов высококлассных специалистов с завхозами госструктур – оплата труда. Из-за бюрократических двусмысленностей космонавты-инструкторы недополучают сегодня около 100 тысяч рублей ежемесячно. Такие истории регулярно случаются в РФ. Даже отставные спецназовцы ВС, МВД и ФСБ и члены семей погибших получают пенсии, пособия и дополнительные выплаты только в результате многолетних судов с «родными» ведомствами.
«Сергей Волков выступает от лица всех военных космонавтов как наименее загруженный на сегодняшний день. В лице Волкова все бывшие военные космонавты судятся с руководителем ЦПК Сергеем Константиновичем Крикалевым по поводу недопонимания принципов финансирования космонавтов. За одну и ту же работу люди получают разную заработную плату. Закон это трактует вот так, Сергей Константинович – вот так, и мы понимаем, что в какой-то степени обижены в этом плане» – приводят «Известия» пояснения космонавта Сергея Залетина.
В результате бюрократических «сложностей» космонавты, получая военную пенсию, теряют право на надбавку за классность, присвоенную по результатам выполнения космических полетов: от 55% должностного оклада для космонавта-инструктора третьего класса до 120% надбавки для космонавта-инструктора первого ранга. Это произошло после перевода всех космонавтов из военнослужащих в гражданские лица.
Космонавтам тем более обидно терять такие деньги, что действующая шкала надбавок для них была введена совсем недавно – соответствующее постановление правительства (№ 1309) вышло 15 декабря 2012 года. Этого документа космонавты ждали давно, поскольку до его выхода их оклады были до 40 тысяч, а надбавки – не более 20%.
Постановление правительства было призвано резко улучшить материальное обеспечение обитателей Звездного городка: оклад космонавта-инструктора вырос до 88,45 тысяч рублей, , а уровень возможных надбавок оказался еще выше. Но оформить эти надбавки смогли не все, поскольку в том же постановлении говорится буквально следующее: «Выплата надбавки за классность сохраняется до выхода их на пенсию и не может быть уменьшена в абсолютном выражении независимо от занимаемых ими должностей». Бывшие военные космонавты считают, что пенсия, которую они получают, после того как на высшем уровне было принято решение перевести всех космонавтов из военных в гражданские, не должна лишать возможности получать надбавку за классность.
Руководитель ЦПК Сергей Крикалев пояснил, что суд Сергея Волкова и ЦПК нельзя считать признаком конфликта внутри возглавляемого им учреждения. «Это не конфликт, это своего рода непонятка. Поскольку ни я, ни космонавты не являемся профессионалами в трактовках законодательства, мы обратились в инстанции. Сначала в прокуратуру, где наш вопрос изучили и сказали, что не знают, как трактовать спорный момент, и обратились за помощью в Минтруд. В министерстве поразбирались с этим вопросом и сказали, что тоже с ходу его решить не могут. Тогда мы решили обращаться в суд. Перед нами в данном случае стоит задача получить законное обоснование нашей позиции, чтобы впоследствии не пришли люди из прокуратуры и не спросили: «А на каком основании ты тратишь бюджетные деньги, тебе же в постановлении написано этого не делать!?» Если мы самостоятельно начнем платить надбавки, потом это может быть трактовано как нецелевое использование бюджетных средств. Поэтому мы вначале решили изучить вопрос основательно», – говорил глава ЦПК.
Отметим, что практика судов с бывшим руководством характерна не только для такой высоокооплачиваемой отрасли, как космонавтика. Множество специалистов ВС РФ, МВД и ФСБ, которые вышли в отставку по состоянию здоровья и даже семьи погибших спецназовцев могут получить причитающиеся им по закону деньги лишь через суд. Причем те, кто отказывает в выплатах, также считают что действуют законным образом. Во время первой и второй чеченских войн также регулярной практикой было получение через суд «боевых». Дошло до того, что боевики на Северном Кавказе используют эту тему в своей пропаганде.
Год назад стала широко известна история вдовы одного подполковника военной контрразведки. Контрразведчик во время оперативной работы в Южной Осетии (во время войны с Грузией и несколько лет после нее) даже стал прототипом для героев литературных произведений и получил прозвище «русский Бэтмен». 23 марта 2012 года подполковник ДВКР 1-й службы ФСБ России, кавалер и орденоносец вышел в отставку по достижению предельного возраста. 2 мая 2012 года он умер. За 46 лет жизни у него было 40 лет выслуги. А вдове из канцелярии пенсионного отдела территориального управления ФСБ прислали бумагу, в которой было сказано, что начислить ей пенсию ФСБ не может, «так как ее муж умер и не успел написать заявление о назначении пенсии». В пенсионном отделе заявили, что покойный уже не является военнослужащим, потому как был приказ об отставке, но не является при этом и пенсионером – потому что не успел написать заявление. Очевидную абсурдность этой точки зрения уже полтора года не могут разрешить ни влиятельные сослуживцы, ни прокуратура, ни суд.
Москва, Алексей Усов
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».